«… одна педагогическая практика без теории – то же, что знахарство в медицине».
К.Д. Ушинский
3.1. Виды, формы, методы, задачи и способы организации взаимодействия
средних и высших образовательных учреждений
Организация взаимодействия средних и высших образовательных учреждений - это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий, направленных на достижение наиболее полной, всесторонней и эффективной согласованности в их действиях при подготовке специалистов для науки и производства.
Цель организации взаимодействия средних и высших образовательных учреждений состоит в наиболее полном и эффективном использовании их возможностей в решении совместных задач по воспроизводству научных и производственных кадров.
Цель организации взаимодействия средних и высших образовательных учреждений достигается:
правильным пониманием всеми звеньями управления взаимодействующими образовательными учреждениями стоящих перед ними задач по подготовке специалистов для науки и производства – это взаимодействие организуется для того, чтобы дать образование повышенного уровня в основных областях знаний, что позволит учащимся в дальнейшем определиться в заинтересовавшей их специальности, осознать необходимость получения надежного образования и дальнейшего его расширения, а не в интересах подготовки узко спрофилированных учащихся отдельных образовательных учреждений;
непрерывным согласованием способов решения совместных задач средних образовательных учреждений и вузов по подготовке квалифицированных специалистов для науки и производства;
знанием администрацией образовательных учреждений общественных потребностей в подготовке специалистов, правильной оценкой возможностей своих учреждений, целей и задач взаимодействия;
систематическим взаимным обменом информацией;
поддержанием устойчивого взаимодействия, которое не будет зависеть от сиюминутных взглядов администрации и преподавателей образовательных учреждений на проблемы образования, а будет способствовать созданию и предоставлению в пользование обучающимся образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг в соответствии с изменяющимися образовательными потребностями личности и общества;
предвидением и целесообразным применением перспективных методов, форм и способов взаимодействия образовательных учреждений в условиях высокодинамичного социального и научно-технического прогресса, развития возможностей как самих образовательных учреждений, так и возможностей педагогической науки и практики;
применением мер по всестороннему обеспечению взаимодействия образовательных учреждений.
Организация взаимодействия средних и высших образовательных учреждений включает:
1) согласование действий образовательных учреждений по задачам, методам, формам, способам, месту и времени (определение порядка взаимодействия);
2) планирование взаимодействия;
3) доведение задач до представителей администраций и педагогических коллективов взаимодействующих образовательных учреждений.
Определение порядка взаимодействия заключается в том, что перед каждым взаимодействующим образовательным учреждением ставятся задачи взаимодействия и определяются методы, формы и способы взаимодействия, а также место и время выполнения совместных задач по обеспечению учащихся высоким уровнем образования в основных областях знаний, что позволит им в дальнейшем продолжать обучение в соответствии со своими способностями и наклонностями и овладеть будущей специальностью.
Планирование взаимодействия заключается в детальной разработке мероприятий по реализации совместных действий образовательных учреждений и их документальному оформлению в виде планов, инструкций и других документов взаимодействия.
Постановка задач взаимодействующим образовательным учреждениям осуществляется доведением до представителей администраций, учителей и преподавателей разработанных документов, путем личного общения, совместных совещаний и т.п.
В общем случае взаимодействие средних и высших образовательных учреждений можно подразделить на следующие виды:
1. Учебный процесс (совместное обучение студентов и школьников преподавателями вузов и учителями средних образовательных учреждений).
2. Научно-исследовательская работа (проведение совместных исследований преподавателями (учителями) и студентами (школьниками) на базе лабораторий, научных центров и кафедр вузов).
3. Материальное взаимодействие (обмен и взаимная помощь материальными средствами обучения - базами, лабораториями, компьютерами, расходными материалами и т.д.).
4. Информационное взаимодействие (взаимный обмен информацией по тем или иным предметам обучения, состоянию и перспективами развития того или иного научного направления, организация дистанционного обучения).
Важной характеристикой организации взаимодействия средних и высших образовательных учреждений являются формы ее осуществления (практической реализации). Под формами организации взаимодействия средних и высших образовательных учреждений понимают порядок наиболее рационального использования их сил и средств для достижения цели взаимодействия – подготовке квалифицированных кадров для науки и производства.
Взаимодействие средних и высших образовательных учреждений может быть организовано в следующих формах:
1) согласование усилий (действий) в интересах эффективной и качественной подготовки молодых специалистов;
2) распределение задач с учетом предназначения образовательных учреждений и их возможностей по подготовке молодых специалистов;
3) содействие, реализуемое осуществлением усилий (действий) одних образовательных учреждений по отношению к другим в интересах обеспечения качественной подготовки молодых специалистов.
Основными методами работы по организации взаимодействия средних и высших образовательных учреждений могут быть метод совместной работы, распорядительный метод и их сочетание.
Метод совместной работы может осуществляться в нескольких формах:
разработка и согласование планов взаимодействия;
проведение совместных совещаний, конференций, деловых игр;
практическая отработка вопросов взаимодействия на месте (во взаимодействующих образовательных учреждениях).
Сущность распорядительного метода заключается в отдаче указаний по организации взаимодействия одновременно с постановкой задач устно при личном общении с представителями образовательных учреждений на совещании или по техническим средствам связи.
В утилитарных целях содержание взаимодействия средних и высших образовательных учреждений можно описать следующими способами:
1) личные профессиональные контакты: учителя средних образовательных учреждений – преподаватели вузов;
2) совместный интеллектуальный труд учащихся и студентов в научно-исследовательских работах;
3) факультативные занятия и кружки на базах средних образовательных учреждений и вузов;
4) разработка образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования;
5) совместные научные и деловые игры средних и высших образовательных учреждений;
6) взаимообмен преподавателей вузов и учителей средних образовательных учреждений;
7) совместное участие в конференциях, семинарах, конкурсах и других научных мероприятиях преподавателей и студентов вузов с одной стороны, учителей и учащихся средних образовательных учреждений, - с другой;
8) совместное использование научно-методических баз и инфраструктур средних образовательных учреждений и вузов.
Каждому виду и форме взаимодействия средних и высших образовательных учреждений может соответствовать свой конкретный способ взаимодействия или их набор. Поэтому проблема состоит в определении, в первую очередь, задач взаимодействия средних и высших образовательных учреждений с целью последующего выбора оптимальных способов их взаимодействия. Для этого была проведена экспертная оценка весовых коэффициентов задач и способов взаимодействия средних и высших образовательных учреждений в соответствии с методикой [147]. Результаты этой оценки представлены в таблице 26.
Результаты оценки весовых коэффициентов задач и способов
взаимодействия средних и высших образовательных учреждений
№ п/п |
Задачи и способы взаимодействия средних и высших образовательных учреждений |
Весовой коэффициент |
Задача 1. Непосредственная совместная подготовка средними и высшими образовательными учреждениями будущих специалистов |
0,67 |
|
Способы решения задачи 1 |
||
1. |
Взаимообмен преподавателями и учителями |
0,52 |
2. |
Подготовительные курсы |
0,32 |
3. |
Факультативные занятия |
0,18 |
Задача 2. Опосредованная совместная подготовка средними и высшими образовательными учреждениями будущих специалистов |
0,33 |
|
Способы решения задачи 2 |
||
1. |
Профессиональные контакты учителей средних образовательных учреждений с преподавателями вузов |
0,15 |
2. |
Совместная работа учащихся и студентов в НИР на базе научных центров, кафедр и лабораторий вузов |
0,20 |
3. |
Совместные научные и деловые игры, конференции, семинары, конкурсы и другие научно-учебные мероприятия средних образовательных учреждений и вузов |
0,24 |
4. |
Совместное использование научно-методических баз и инфраструктур средних образовательных учреждений и вузов |
0,22 |
5. |
Совместная разработка образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования |
0,19 |
Анализ полученных результатов свидетельствует о следующем. При непосредственной совместной подготовке средними и высшими образовательными учреждениями будущих специалистов на первый план в интересах повышения эффективности и качества этой подготовки выдвигается взаимообмен преподавателями и учителями, осуществляющими учебный процесс в вузе и среднем образовательном учреждении (Р11 = 0,52). Подготовка учащихся на подготовительных курсах (Р12 = 0,32) имеет более высокую значимость по сравнению с факультативными занятиями (Р13 = 0,18).
Степень важности проведения совместных научных и деловых игр, конференций, семинаров, конкурсов и других учебно-научных мероприятий средних и высших образовательных учреждений несколько выше по значимости в деле подготовки высококвалифицированных специалистов совместными усилиями образовательных учреждений (Р23 = 0,24) по сравнению с такими способами взаимодействия, как совместное использование научно-методических баз и инфраструктур средних образовательных учреждений и вузов (Р24 = 0,22), организация совместной работы учащихся и студентов в НИР на базе научных центров, кафедр и лабораторий вузов (Р22 = 0,20), совместная разработка образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования (Р25 = 0,19) или простой обмен опытом преподавания в результате профессиональных контактов учителей средних образовательных учреждений с преподавателями вузов (Р21 = 0,15).
В целом следует отметить, что данные результаты оценки весовых коэффициентов задач и способов взаимодействия образовательных учреждений являются осредненными и будут меняться в зависимости от региона, в котором организуется это взаимодействие, условий взаимодействия, уровня материально-технической оснащенности средних образовательных учреждений и вузов, их преподавательского состава, контингента учащихся и студентов и др.
3.2. Организационно-педагогические основы взаимодействия
средних и высших образовательных учреждений
Успешное решение совместных задач средними образовательными учреждениями и вузами по подготовке высококвалифицированных молодых специалистов невозможно без тщательного заблаговременного проведения комплекса организационных мероприятий.
Особенностью современного этапа развития школьного и вузовского образования является, с одной стороны, повышение уровня технической оснащенности образовательных учреждений, а с другой – испытываемые ими финансовые трудности в связи с резким сокращением ассигнований на образование в стране.
Поэтому решение о взаимодействии образовательных учреждений должно приниматься, прежде всего, в сфере совместного использования их интеллектуальных и материальных возможностей.
Прежде чем организовать взаимодействие с тем или иным образовательным учреждением необходимо оценить собственные возможности по подготовке специалистов и определить, что не хватает для повышения качества их подготовки и что при этом можно решить собственными силами.
После того, как определился круг нерешенных проблем, необходимо приступить к анализу возможностей тех образовательных учреждений, с которыми может быть заключен договор о взаимодействии для их решения. При этом анализ целесообразно проводить не по принципу – какое образовательное учреждение находится ближе, с тем и целесообразнее организовывать взаимодействие, а исходя из конкретных нерешенных проблем и возможностей того или иного образовательного учреждения по их решению.
Следует заметить, что уровень работы взаимодействующих образовательных учреждений по селекции кадров зависит от заинтересованности не только министерств и ведомств, но и предприятий и организаций в результатах этой работы. Поэтому, наряду с взаимодействием образовательных учреждений между собой в интересах подготовки специалистов в соответствии с планами развития отрасли, министерства, ведомства, необходимо более широкое привлечение к этому взаимодействию предприятий и организаций, заинтересованных в воспроизводстве своих кадров. В этом плане потребуется постепенная ликвидация централизованного распределения молодых специалистов и подготовка кадров будет осуществляться для конкретных предприятий и организаций, вложивших в эту подготовку свои средства, что давно уже имеет место за рубежом. Для этого потребуется дифференцированное определение потенциалов отдельных регионов, областей, районов по подготовке кадров по той или иной специальности, наличия для этого необходимого контингента из числа учащихся средних образовательных учреждений в регионе (области, районе).
Т.к. цель взаимодействия средних образовательных учреждений и вузов является общегосударственной, то их взаимодействие должно обеспечиваться за счет государственного бюджета. Вместе с тем переживаемый страной экономический кризис вызывает необходимость изыскания других источников финансирования этого взаимодействия. В этом плане, как уже отмечалось, необходимо широкое привлечение к финансированию взаимодействия образовательных учреждений предприятий и организаций, заинтересованных в воспроизводстве своих кадров, а также местных органов власти.
Сочетание централизованных - со стороны государства и децентрализованных - собственных возможностей (кредиты банков, взносы за обучение, арендная плата за помещения и оборудование, финансовые договора на выполнение совместных научно-исследовательских работ и т.п.), заинтересованных предприятий и организаций, местных органов власти и др. источников финансирования взаимодействия образовательных учреждений является одним из важных условий надежности этого взаимодействия.
Экономические отношения при этом будут носить неоднозначный характер по масштабам и глубине, но в любом случае отражать взаимную заинтересованность министерств, ведомств, предприятий, организаций, местных органов власти в конечных результатах взаимодействия средних и высших образовательных учреждений – подготовке квалифицированных специалистов для науки и производства.
Результаты совместной деятельности средних и высших образовательных учреждений зависят от многочисленных и разнообразных факторов, среди которых особо выделяется проблема информационного взаимодействия образовательных учреждений.
Опыт показал, что около 2/3 времени в работе должностных лиц при организации и поддержании взаимодействия образовательных учреждений занимает сбор и обработка информации. Объем этой информации достаточно велик. Сюда входят и сведения об учителях и учащихся средних образовательных учреждений, преподавателях и студентах вузов, расписании их занятий, распределении аудиторий по классам и часам и многое другое. При этом очень часто возникает проблема оперативного изменения расписания занятий в случае болезни кого-нибудь из учителей или преподавателей, при изменениях режимов работы образовательных учреждений, других непредвиденных обстоятельствах. В связи с этим к процессу сбору и обработки информации необходимо предъявлять следующие требования:
полнота и оперативность обработки информации;
формализация и документирование обрабатываемой информации.
Принятая в настоящее время организация работы органов управления взаимодействующими образовательными учреждениями в целом позволяет осуществлять достаточно квалифицированное руководство этим взаимодействием, но при этом не вполне обеспечивается оперативность получения и оценки информации и, как следствие этого, отмены, переносы, а иногда и срывы занятий, снижение уровня подготовки учащихся, неэффективность в использовании учителей и преподавателей, аудиторий, не оптимальность в выборе образовательными учреждениями форм и способов взаимодействия.
В этой связи предлагается в каждом образовательном учреждении иметь записанные на магнитные носители базы данных о потенциальных партнерах на взаимодействие (профиль и возможности соответствующих средних и высших образовательных учреждений, состав и количество учителей, преподавателей, учеников и студентов, материально-техническое оснащение, максимальное количество мест обучения и др.).
При организации взаимодействия этими образовательными учреждениями будет осуществляться формализованная обработка поступающей информации, ее кодирование и ввод в ЭВМ, где под воздействием управляющей среды базы данных будет происходить принудительное разделение поступивших сведений на первоочередные и второстепенные (к первоочередным относятся сведения, непосредственно касающиеся хода учебного процесса). В результате этого разделения первоочередные исходные данные будут обрабатываться немедленно и на основе уже имеющихся частных выводов по тем или иным изменениям обстановки будут оперативно сформированы изменения в учебных планах.
В дальнейшем представителями администраций образовательных учреждений по полученной информации можно будет провести более детальную работу по коррекции взаимодействия. Для этого целесообразно использовать программы оптимизации взаимодействия, разработанные для ЭВМ. Применение машинных программ объясняется необходимостью оценки степени влияния многочисленных факторов на эффективность взаимодействия образовательных учреждений и связанным с этим рассмотрения большого числа вариантов взаимодействия и необходимостью выбора оптимальных из их числа.
В целом все это позволит в любой момент времени иметь общую картину состояния образовательных учреждений, значительно сократит время на обработку информации, повысит ее достоверность и увеличит оперативность принятия решений.
Однако наличие полной и достоверной информации еще не гарантирует эффективность взаимодействия образовательных учреждений. Необходимо уметь правильно распорядиться имеющейся в наличии информацией. Опыт показывает, что многие руководители образовательных учреждений даже обладая необходимой информацией, допускали ошибки из-за неверных расчетных обоснований принимаемых решений по организации взаимодействия. В связи с этим использование современных методов оптимизации является одним из основных путей повышения эффективности взаимодействия средних и высших образовательных учреждений. Применение оптимизационных моделей позволяет в некоторых случаях автоматически и мгновенно справиться с ситуациями, которые обычно требуют много времени многих людей. При этом обеспечивается суммирование большого количества информации и успешная координация работы взаимодействующих образовательных учреждений. Например, методы линейного программирования могут найти широкое применение в вопросах взаимораспределения элементов инфраструктуры и материально-технической базы взаимодействующих образовательных учреждений. Методы нелинейного и целочисленного программирования можно использовать для оптимизации расписания занятий, распределения учеников и студентов по классам и аудиториям. Игровые методы решения задач позволяют принимать обоснованные решения в случае имеющейся неопределенности в плане дальнейшего развития взаимодействия с тем или иным образовательным учреждением, потребностях в специалистах того или иного профиля и т.п.
Говоря о повышении эффективности взаимодействия образовательных учреждений, невозможно обойти вопрос их технического оснащения. Для того чтобы это взаимодействие было эффективным необходимо оснащение образовательных учреждений самыми современными ЭВМ и подключение их к локальным и региональным вычислительным сетям и сети Интернет. На первых этапах технического оснащения образовательных учреждений первоочередной задачей является внедрение ПЭВМ на базе процессоров 486 или Pentium и разработка автоматизированных рабочих мест (АРМ). В функциональном плане на АРМ можно будет осуществлять обработку поступающей информации, решать оптимизационные задачи, прогнозировать потребности взаимодействующих образовательных учреждений.
На следующем этапе в целях более эффективного взаимодействия образовательных учреждений необходимо объединение их ЭВМ в локальные и региональные вычислительные сети и подключение к сети Интернет. Практической реализацией этого направления является разработка подсистемы распределенной обработки данных на базе ЭВМ средних и высших образовательных учреждений.
По данным бюллетеня «Проблемы информатизации высшей школы», к 1999 году прямое соединение с Интернет имели более 100 вузов России. Популярностью пользуется WWW-сервер Министерства «Информика», который содержит большой объем информации в базах данных и информационных системах: «Вузы России», «Законодательство об образовании», «Нормативные и распорядительные документы Минобразования России», «Учреждения среднего образования», «Образовательные стандарты», «Научные учреждения сферы образования», «Дистанционное образование», «Информационные технологии» и др.
Разработка и применение новых образовательных информационных технологий расширяет сферу взаимодействия образовательных учреждений и позволяет значительно повысить качество подготовки учащихся. Данный вид взаимодействия позволяет в большей мере использовать возможности образовательных учреждений и обеспечивает доступ к обширным информационно-справочным материалам, электронным учебникам, структурированным базам данных, включая и новейшие данные, опережающие печатные издания. Кроме того, информационное взаимодействие образовательных учреждений позволяет наладить контакт учащихся школ (лицеев, гимназий, колледжей) с преподавателями вузов, учесть интересы учащихся и уровень их подготовки, проводить интерактивный контроль и самоконтроль усвоения учащимися учебного материала, участвовать в совместных научно-исследовательских работах.
Информационное взаимодействие средних и высших образовательных учреждений основано на использовании дискет и компакт дисков в качестве носителей учебно-методических материалов и проверочных тестов, а также распределенной сетевой гипермедиа информационной системы WWW. При этом специальная оболочка, использующая стандарт HTML, должна обеспечить:
обзор программ обучения с указанием их продолжительности и доступ к программным курсам и базам данных;
систему контрольных мероприятий с соответствующими корректирующими программами и обзор текущей успеваемости;
диалог учащегося с преподавателем непосредственно на Web-странице или через электронную почту.
Такое взаимодействие будут осуществлять преподаватели информатики базовых средних образовательных учреждений. Ими же будет осуществляться и подбор учащихся.
Основными способами информационного взаимодействия средних и высших образовательных учреждений в настоящее время является дистанционное обучение и использование программного обеспечения, разработанного вузами и поставляемого на дискетах и компакт дисках. В этом плане хорошо зарекомендовало себя программного обеспечение, разрабатываемое фирмой УНИАР и Институтом информатизации образования и включающее в себя звуковое сопровождение излагаемого материала, видеофрагменты и иллюстрации. Программное обеспечение этих учреждений с успехом прошло проверку во многих московских школах и, в частности, широко применяется в школе № 4 пос. Нахабино Красногорского района Московской области, школе № 445 и школе № 320 с лицейскими классами г. Москвы и ряде других образовательных учреждений. Ниже в таблице 27 для сравнения приведены сведения об успеваемости учащихся 9 – 11 классов (средний балл) школы № 320 с лицейскими классами г. Москвы по темам обучения информатике с использованием и без использования обучающих курсов.
Сведения об успеваемости учащихся 9 – 11 классов (средний балл) по темам обучения информатике с использованием и без использования
обучающих курсов
Учебный год |
Темы обучения |
|||||||
Без использования обучающих курсов |
С использованием обучающих курсов |
|||||||
NC, DOS |
СПО |
Pascal |
Internet |
Windows |
Word |
Excel |
Access |
|
1996-1997 |
3,56 |
3,66 |
4,06 |
4,05 |
3,88 |
4,14 |
4,06 |
4,00 |
1997-1998 |
3,68 |
3,80 |
3,97 |
4,34 |
4,24 |
4,10 |
4,10 |
4,11 |
1998-1999 |
3,92 |
3,64 |
3,79 |
4,30 |
4,04 |
3,97 |
4.24 |
4,47 |
Общий ср. балл |
3,90 |
4,11 |
Из таблицы видно, что использование обучающих курсов позволяет на 5% повысить качество обучения, практически при тех же затратах, чем при обучении без их использования.
В таблице 28 приведены сведения по продолжительности обучения информационным технологиям и трудозатратам на обучение на компьютерных курсах, ведущихся в школе. В строке продолжительность обучения, в числителе стоит время на обучение, когда слушателям читались лекции, а в знаменателе – время, потраченное слушателями на изучение темы с использованием обучающих курсов. В строке затраты приведено соотношение привлечения преподавателя к объяснению материала и ответам на вопросы, взятое за единицу в числителе при чтении лекций, к соответствующему привлечению, когда слушатели занимались по обучающим курсам.
Сведения по продолжительности обучения информационным технологиям и трудозатратам на обучение на компьютерных курсах
|
Темы обучения |
|||||||
NC, DOS |
СПО |
Pascal |
Internet |
Windows |
Word |
Excel |
Access |
|
Продолжит. обучения (в часах) |
9/7 |
9/7 |
31/28 |
21/17 |
11/9 |
12/8 |
12/8 |
13/9 |
Затраты |
1/0,72 |
1/0,74 |
1/0,83 |
1/0,78 |
1/0,5 |
1/0,61 |
1/0,61 |
1/0,61 |
Из таблицы видно, что выигрыш при изучении информационных технологий по обучающим курсам составляет в среднем 3 часа, а время задействования преподавателя уменьшается в среднем в 1,5 раза.
Вместе с тем следует отметить, что далеко не все программное обеспечение, разрабатываемое вузами, годится к использованию в средних образовательных учреждениях. Очень часто в обучающих курсах много внимания отводится второстепенным вопросам, порой таким, которые не в силах освоить учащиеся в рамках школьной программы. Примером может служить курс по программированию на Паскале, разработанный Институтом новых технологий образования. Некоторые курсы по компьютерным технологиям теряют свою актуальность из-за того, что ориентированы на англоязычные версии, в то время как большинство школ, имеющих лицензионные продукты, работают на русских версиях. Примером служит курс по Power Point, разработанный фирмой УНИАР. Курсы по таким предметам, как математика, физика, химия («Живая геометрия», «Живая физика» и др.) страдают тем, что не ориентированы на конкретных пользователей. Так некоторые темы, которые в процессе обучения не вызывают затруднений, в этих курсах разобраны достаточно подробно, в то время как некоторые нужные, но сложные для понимания и усвоения темы даны в обзорном плане. Не учитывается также и расчасовка по темам обучения.
Поэтому при разработке вузами программного обеспечения для средних образовательных учреждений необходимо взаимодействие с учителями-предметниками, которые смогли бы подготовить необходимый текстовый материал по темам обучения, а научные сотрудники вузов наполнили бы его элементами мультимедиа.
Оставляют желать лучшего и контрольные тесты, используемые для проверки качества усвоения материала. Обычно после одной-двух контрольных по теме у школьников оказываются на руках ответы по вопросам в виде наборов цифр или кодов. Поэтому при разработке контрольных тестов необходимо предусмотреть изменение численных данных и ответов в задачах при различных обращениях, а также изменение расположения правильных и неправильных ответов в тестах с выбором ответа.
Как уже отмечалось, наиболее перспективным является взаимодействие средних и высших образовательных учреждений по сети Интернет в интересах дистанционного обучения. Дистанционное обучение по сети Интернет позволяет использовать обширный информационно-справочный материал по предметам обучения, получать по ним новейшую информацию, вести интерактивные диалоги с преподавателями или другими учащимися по темам обучения. Ключевыми звеньями такого обучения является наличие компьютера-сервера с соответствующим программным обеспечением, в том числе и прокси-сервером, осуществляющего подключение к сети Интернет и компьютеров-клиентов, объединенных в ЛВС. Сервер обеспечивает доступ к обучающим курсами и базам данных, а прокси-сервер обеспечивает интерфейс между пользователями компьютеров-клиентов, компьютером-сервером и этими курсами и базами данных. Дистанционное обучение по сети Интернет позволяет слушателям обмениваться по электронной почте, как с преподавателем, так и с однокурсниками по обучению. Кроме того, Интернет обеспечивает проведение видеоконференций и онлайновых бесед (сhat). При этом различные мультимедийные приложения позволяют значительно расширить возможности дистанционного обучения, значительно повысить его качество. Преподаватель имеет возможность наблюдать весь процесс работы слушателей с учебным материалом, вмешиваться в процесс обучения, назначая, при необходимости, дополнительные тесты и изменяя условия сдачи контрольных работ.
Наиболее эффективными являются формы дистанционного обучения, ориентированные на развитые компоненты самообразования учащихся: сетевые олимпиады, конкурсы, сетевые спецкурсы, конференции.
При организации дистанционного обучения учащихся средних образовательных учреждений преподавателями вузов необходимо обеспечить:
технологичность, предусматривающую гарантированность конечного планируемого результата обучения;
предоставление возможности выбора способа предъявления учебной информации из ряда альтернатив (текстовой, графической, видео и др.);
использование гипермедиатехнологий при оптимальном «погружении» с ограничением свободы учащихся за счет проектирования интерфейса (меню просмотра содержания курса, карта вида деятельности и др.);
определение готовности к дистанционному обучению и диагностики учащихся на каждом этапе обучения;
эргономичность информационной системы, учитывающей психолого-педагогические требования к организации диалога с компьютерной средой и интерактивность диалога между учащимся и компьютерной средой;
организацию дискуссионного обсуждения ключевых проблем, составляющих содержание обучения.
В целом использование средств информационно-коммуникационных технологий взаимодействия образовательных учреждений по сети Интернет способствует осуществлению дифференциального подхода к обучению на основе учета индивидуальных запросов учащихся, уровня их подготовки, активизирует практическую деятельность учащихся по овладению компьютерными технологиями, обеспечивает интенсификацию учебного процесса.
Однако следует отметить, что взаимодействие образовательных учреждений по сети Интернет в настоящее время ограничено низкими элементными базами компьютерных классов большинства средних образовательных учреждений и вузов, невысокой скоростью передачи данных по сети, ненадежностью сетевой связи и введением повременной платы за телефонные разговоры.
Вместе с тем будущее именно за таким информационным взаимодействием средних и высших образовательных учреждений.
Несколько слов о тех, кто будет осуществлять информационное взаимодействие средних и высших образовательных учреждений. Не секрет, что большинство преподавателей средних образовательных учреждений и вузов имеют слабое представление о работе с компьютером. Имеющийся технический и инженерный персонал, а также преподаватели информатики физически не способны в полном объеме обеспечить учебный процесс с использованием компьютерной техники. Поэтому на первых порах необходима организация компьютерных курсов на базе среднего образовательного учреждения или вуза для учителей-предметников, использующих в обучении программное обеспечение. В дальнейшем возможно обучение их языкам программирования, обеспечивающим доступ к ресурсам сетей (например, Java) и позволяющим создавать собственные гипертекстовые базы данных с элементами мультимедиа. Такой опыт подготовки учителей предметников был накоплен автором в школе № 320 с лицейскими классами г. Москвы.
В целом организационно-педагогическими основами информационного взаимодействия школьного и вузовского образования являются:
сближение информационной среды среднего образовательного учреждения и вуза с информационной средой будущей профессиональной деятельности учащегося;
обеспечение универсальности компьютера, который должен обслуживать разнообразные потребности всех участников учебного процесса (учителей, учащихся, педагогов, студентов) и тем самым способствовать созданию единой информационной среды;
совместное использование как новых, так и традиционных информационных технологий взаимодействующими образовательными учреждениями;
формирование кадровых ресурсов, предусматривая при этом комплекс опережающих мероприятий по подготовке и переподготовке учителей и преподавателей по информационным технологиям.
Таким образом, автоматизация совместной обработки информации, внедрение результатов научных исследований в области математического программирования и теории принятия решений, а также техническое оснащение средних и высших образовательных учреждений современными ЭВМ и подключение их к сети Интернет, формирование кадровых ресурсов, владеющих информационными технологиями, обеспечат эффективное взаимодействие школьного и вузовского образования России в современных условиях.
3.3. Управление взаимодействующими образовательными учреждениями
Понятие «управление» относится к числу наиболее общих, наиболее универсальных понятий; оно охватывает и социальное управление, и управление биологическими процессами, и управление различного рода механизмами, машинами [199]. Вопросам управления, в том числе и в педагогике посвящено множество работ [1, 7, 27, 29, 35, 42, 54, 70, 94, 96, 114, 132, 135, 143, 152, 174, 177, 185, 199, 201, 204, 210, 211, 214, 215, 217, 219, 232, 253, 259, 268, 270, 276 - 278]. В самом общем виде управление в этих работах рассматривается как функционирование органов и администраторов управления. Его можно характеризовать с разных точек зрения – содержания, организации, технологии. Содержание процесса управления определяется его целями, методами, функциями, спецификой отрасли, уровнем данного органа в общей системе органов управления.
Исходя из особенностей взаимодействия в педагогике, дадим следующее определение понятию «управление взаимодействующими образовательными учреждениями», под которым будем понимать целенаправленную деятельность Министерства образования РФ и департаментов по образованию, обеспечивающую подготовку специалистов для науки и производства совместными усилиями средних и высших образовательных учреждений.
Существо содержания «управление взаимодействующими образовательными учреждениями» основывается на следующих основных понятиях:
организационная структура органов управления взаимодействующими средними и высшими образовательными учреждениями;
объекты управления;
мероприятия по совместному решению задач подготовки специалистов для науки и производства.
Организационная структура определяет уровни (органы) управления, их взаимосвязь, права и ответственность.
Объектами управления являются средние и высшие образовательные учреждения, осуществляющие совместную подготовку специалистов для науки и производства.
Мероприятиями по совместному решению задач подготовки специалистов средними и высшими образовательными учреждениями являются согласование порядка взаимодействия, обеспечение и поддержание взаимодействия.
Основными видами управления взаимодействующими образовательными учреждениями являются перспективное управление и оперативное управление.
Перспективное управление включает определение задач, мероприятий, форм и способов взаимодействия средних и высших образовательных учреждений в интересах подготовки специалистов для науки и производства.
Оперативное управление включает контроль объектов управления, оптимизацию способов взаимодействия средних и высших образовательных учреждений, корректировку учебных планов в соответствии с изменившимися условиями их взаимодействия.
В процессе управления взаимодействующими образовательными учреждениями органы управления выполняют определенные функции - планирования, организации, контроля (учета), прогнозирования, корректирования.
Планирование - сердцевина управления. Оно представляет собой заблаговременную разработку планирующих документов с определением конкретных мероприятий по подготовке специалистов взаимодействующими образовательными учреждениями, задач, времени и способов их выполнения, ответственных лиц за организацию взаимодействия и контроль организованного взаимодействия.
Организация заключается в определении видов, форм и способов взаимодействия образовательных учреждений.
Контроль представляет собой процесс отслеживания выполнения мероприятий взаимодействия образовательными учреждениями по срокам и полноте выполнения.
Учет представляет фиксирование реального выполнения учебного плана и задач взаимодействия образовательных учреждений, причин отклонения от плана и принятых решений.
Анализ и оценка заключаются в систематизации, обобщении и сравнении планируемых результатов взаимодействия с фактическими для выявления ошибок в планировании, организации и контроле. На основе анализа и оценки разрабатываются наиболее перспективные методы и способы взаимодействия, а также проводятся мероприятия по устранению рассогласований в совместных действиях образовательных учреждений.
Функция корректирования предусматривает изменение существующих планов, уточнение вопросов взаимодействия в соответствии с имеющимися возможностями и ограничениями по их реализации взаимодействующими образовательными учреждениями.
Прогнозирование заключается в предвидении возможных изменений в состоянии взаимодействующих образовательных учреждений и условий их взаимодействия.
Функции учета, анализа и оценки, корректирования и прогнозирования тесно связаны с функцией контроля и могут проявляться самостоятельно или в определенном сочетании друг с другом.
Необходимо отметить, что вся система управления взаимодействующими образовательными учреждениями должна быть нацелена на увеличение вклада каждого органа управления в достижение конечной цели - подготовку квалифицированных специалистов для науки и производства. Это основной критерий деятельности всей системы управления. В связи с этим требует дальнейшего решения такой вопрос, как координация действий различных органов управления взаимодействующими образовательными учреждениями для достижения цели взаимодействия.
В целях повышения эффективности управления взаимодействующими образовательными учреждениями необходимо изменение структуры органов управления и дальнейшее совершенствование порядка их работы по организации взаимодействия. Для этого необходимо создание типовых управлений школьным и вузовским образованием в республике, крае, области, в состав которых могут войти ряд взаимосвязанных функционально между собой и администрациями взаимодействующих образовательных учреждений блоков управления, таких, как блок общего руководства, блок обеспечения взаимодействия, блок контроля взаимодействия.
Основными направлениями работы Управлений школьным и вузовским образованием должны стать [48]:
изучение состояния и тенденций развития сотрудничества «школа-вуз» внутри страны;
постоянное обновление банка информационных данных всей системы взаимодействия школьного и вузовского образования;
консультирование в вопросах нормативно-управленческой деятельности администраторов народного образования, осуществляющих организацию взаимодействия школьного и вузовского образования;
оказание организационно-методической помощи руководителям взаимодействующих образовательных учреждений;
разработка механизма координации совместной работы с одной стороны, с комитетами образования, а с другой – с образовательными учреждениями по реализации образовательной стратегии в сфере взаимодействия школьного и вузовского образования и обеспечение выполнения решений, распоряжений, приказов Министерства образования и департаментов образования, в этом направлении деятельности, договоров и соглашений средних образовательных учреждений и вузов, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования;
подготовка и проведение совещаний, семинаров, круглых столов для управленческого аппарата взаимодействующих образовательных учреждений.
Нормативно-правовой базой организации взаимодействия средних и высших образовательных учреждений в настоящее время являются следующие документы:
ü Закон РФ «Об образовании».
ü Типовые положения об образовательных учреждении.
ü Положение «О статусе классов, спрофилированных на вуз, в общеобразовательной школе».
ü Рекомендации Московского комитета образования по составлению договора о сотрудничестве между вузом и общеобразовательном учреждении и по проведению единых экзаменов.
Следует отметить, что в этих документах не все вопросы взаимодействия образовательных учреждений отражены достаточно полно и четко. Большое количество средних образовательных учреждений, сотрудничающих с вузами, и многообразие направлений сотрудничества нуждается в разработке механизма координации совместной работы по реализации образовательной стратегии в сфере взаимодействия средней и высшей школы, который бы позволил наиболее полно выполнять решения, распоряжения, приказы, договора и соглашения между образовательными учреждениями, и тем самым обеспечить непрерывность и преемственность образования. Такой механизм мы видим в централизованных договорах между управлениями образования учебных округов и вузами. Эти договора должны предусматривать решение следующих проблем [48]:
1. Организационно-методические вопросы преемственности школьных и вузовских программ. На сегодняшний день во многих школах профильные экзамены не прошли экспертизы на предмет сохранения в них базовых требований.
2. Формирование единой учебно-материальной базы по обеспечению вариативности образования (обеспечение учебниками, пособиями, предоставление лабораторий, кабинетов, помещений и т.д.).
3. Повышение квалификации учителей на базе вуза и адаптация преподавателей вузов к особенностям работы в среднем образовательном учреждении на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров.
4. Проведение предварительной профориентационной работы в школах, создание комиссий с участием представителей вузов, по отбору учащихся в профильные классы, так как не во всех общеобразовательных учреждениях отработана система отбора в профильные классы, не отработан механизм изучения запросов учащихся по их будущей специальности.
5. Оплата труда преподавателей вузов за работу в средних образовательных учреждениях, т.к. в настоящее время существенным образом изменились условия участия преподавателей вузов в образовательном процессе среднего образовательного учреждения, где они становятся значительной частью учительского коллектива, хотя на правах совместителей, но существенно влияют на весь образовательный процесс в школе (лицее, гимназии, колледже).
6. Регламентация проведения единых экзаменов в среднем образовательном учреждении. Единый экзамен пользуется юридической силой только в том случае, если условия проведения экзамена согласованы с Управлением образования, т.е. в среднем образовательном учреждении должно быть положение о проведении единого экзамена за подписью ректора вуза и начальника Управления образованием округа.
7. Оказание вузам дополнительных платных услуг. Налицо трудности с организацией внеурочной работы с учащимися средних образовательных учреждений, у которых мотивация к интересному, творческому содержанию внешкольных мероприятий очень высока, но поскольку организация таких мероприятий требует дополнительных и немалых вложений, они не всегда проводятся качественно или совсем не проводятся.
8. Отслеживание результативности поступления в вузы и отсюда обоснованности открытия классов, сформированных на вуз, продолжения взаимодействия образовательных учреждений.
Значительное расширение взаимодействия средних и высших образовательных учреждений привело к тому, что это взаимодействие перешло в новое качество. Это обстоятельство подчеркивает особую значимость в этом процессе управленческой деятельности, основными целями которой в образовании видится повышение качества и эффективности самого взаимодействия, определение главных направлений управленческой деятельности, выбор форм и методов управления адекватных сегодняшнему состоянию этого процесса и на перспективу.
В интересах повышения эффективности и качества взаимодействия средних и высших образовательных учреждений целесообразно создание на местах, в регионах и образовательных округах Координационных центров взаимодействия школьного и вузовского образования. Основными направлениями деятельности этих центров должны стать следующие:
реализация решений, распоряжений, приказов Министерства образования в сфере взаимодействия школьного и вузовского образования;
координация совместной работы отделов образования, средних и высших образовательных учреждений;
оказание помощи взаимодействующим образовательным учреждениям в решении организационных, кадровых и финансовых и др. вопросов;
анализ содержания учебных программ и предметов обучения взаимодействующих средних и высших образовательных учреждений на предмет их соответствия нормативно-правовой базе системы образования РФ и, в случае необходимости, выработка рекомендаций по приведению их в соответствие с требованиями руководящих документов;
разработка рекомендаций и предложений по развитию нормативно-правовой базы и научно-методического обеспечения взаимодействия средних и высших образовательных учреждений;
анализ деятельности взаимодействующих образовательных учреждений, оценка эффективности их взаимодействия и, в случае необходимости, разработка рекомендаций по реформированию взаимодействия, внесение корректив в состав взаимодействующих образовательных учреждений, форм, способов и методов взаимодействия;
осуществление организационно-управленческих и консультирующих функций в проведении единых экзаменов, олимпиад, конференций, семинаров и других совместных научных мероприятий средних и высших образовательных учреждений, выборе направлений научно-исследовательской работы учащихся и т.п.;
организация методической подготовки учителей средних образовательных учреждений и преподавателей вузов по вопросам взаимодействия;
изучение и обобщение передового опыта работы взаимодействующих образовательных учреждений, оказание содействия информационно-рекламной и инновационной деятельности в этом направлении;
привлечение к работе по проблематике взаимодействия средних и высших образовательных учреждений различных категорий специалистов и научных работников.
Созданные Координационные центры будут способны решить проблему развития новых образовательных технологий в школьном образовании, обеспечивающих эффективную и качественную подготовку учащихся средних образовательных учреждений к продолжению обучения в вузах. К таким образовательным технологиям относятся [35]:
1) технология взаимного обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко, А.С. Соколов, В.В. Архипова), основанная на идее обучения: «Уча, мы учимся», «Учись, обучая»;
2) технология полного усвоения (Дж. Кэролл, Б.С. Блум, М.В. Клерин), направленная на достижение стабильного хорошего результата в обучении. Учебный процесс осуществляется в соответствии с планируемыми результатами (тест – коррекция, подтягивание);
3) технология модульного обучения (П.Ю. Цявичена) – одно из направлений индивидуализированного обучения, позволяющего осуществлять самообучение, регулировать не только темп, но и содержание учебного материала. Учащийся должен овладеть определенным объемом изучаемого материала в соответствии с указанным уровнем усвоения (полный, сокращенный, углубленный). Учебные дисциплины структурируются в самостоятельные комплексы – обучающие модули. Значительное время отводится на индивидуальное общение учителя с учащимися и на самостоятельную работу школьников;
4) технология обучения базису без отстающих (Дж. Кэролл, Б.С. Блум, З.И. Калмыкова), которая строится на принципах: всеобщая талантливость, взаимное превосходство, неизбежность перемен. В основе этой технологии лежит идея о том, что предоставление каждому ученику времени для обучения в соответствии с его личными способностями и возможностями обеспечивает гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. Предусматривает создание гомогенных групп по какому-либо предмету или его разделу. Обеспечивает проявление учащимися сотрудничества, взаимопомощи, взаимообучения и взаимопроверки;
5) технология проектного обучения (Е. Паркхофст), которая позволяет не связывать учебную деятельность учащихся в классно-урочную форму, а предоставлять им свободу, как в выборе занятий, так и в использовании своего свободного времени, но предусматривает проведение групповых занятий учащихся для выполнения контрольных заданий;
6) технология ненасильственного воздействия, которая направлена на развитие профессионально-педагогических умений и навыков, важнейшими из которых признаны навыки интеллектуального труда, речевой, коммуникативной и организаторской деятельности;
7) технология обеспечения универсальности получаемых учащимися знаний (Л.Н. Боголюбов, А.Г. Каспржак), которая подразумевает глубину, а не энциклопедичность получаемых школьниками знаний.
Расширение сети взаимодействующих образовательных учреждений, а также совершенствование их взаимодействия должно осуществляться на основе реализации преемственности образовательных программ, как целостного документа, который связывает основные направления деятельности взаимодействующих образовательных учреждений.
Основные вопросы взаимодействия определяются в решении ректоров вузов и директоров школ. Детально вопросы взаимодействия образовательных учреждений разрабатываются учебными отделами и отражаются в учебных планах.
Решение отдельных вопросов взаимодействия между образовательными учреждениями осуществляется на совместных совещаниях, конференциях, а также в ходе проведения занятий.
3.4. Система и модель взаимодействия средних и высших образовательных учреждений
Рассмотрим взаимодействие средних и высших образовательных учреждений с системных позиций. Это позволит более наглядно представлять себе сам механизм этого взаимодействия и послужит фактором повышения его эффективности.
Одной из особенностей системного подхода к взаимодействию средних и высших образовательных учреждений является определение класса системы, к которому относится эта система. Вообще следует отметить, что, несмотря на большое количество работ по теории систем [23, 40, 55, 63, 107, 158, 180, 219, 258, 265], единого устоявшегося определения системы в настоящее время еще нет. Одна из причин этого состоит в том, что основные понятия теории систем фактически являются общенаучными, а т.к. многие из общенаучных понятий являются базовыми, то возникают трудности в их определении через другие понятия. Другой причиной является то, что многие из этих понятий с чисто лингвистической точки зрения являются омонимами, т.е. имеют многозначный смысл. Такими понятиями, например, являются организация, информация, управление и некоторые др. Наконец, определенную роль здесь играет различный характер использования тех или иных общенаучных понятий частными науками.
В общем случае, применяя определение понятия «система» к конкретному объекту исследования, стремятся (на основе уже имеющихся общих знаний о системах) легче и быстрее исследовать частности, относящиеся к конкретным системам. В связи с этим, при рассмотрении системы взаимодействия средних и высших образовательных учреждений целесообразно выбрать базовый (общий) класс систем, для которого уже известны общие положения.
Среди различных классов систем выделим один, к которому можно отнести и систему взаимодействия средних и высших образовательных учреждений. Это - так называемые функциональные системы. Особенность этих систем состоит в том, что они выполняют определенную функцию в составе других более сложных систем.
Функциональные системы, как и любые другие системы, обладают тремя группами признаков. Первая группа признаков отражает всеобщие свойства, обусловленные материальностью функциональных систем, вторая группа признаков отражает общие свойства, третья - особенные.
Всеобщим для функциональных систем является то, что они материальны.
Общим для функциональных систем является то, что они, как и любые другие системы, обладают общесистемными свойствами [40, 55, 107, 158, 180]:
1) наличием целей функционирования, которые достигаются одновременным и последовательным выполнением ряда задач;
2) управлением, как процессом целенаправленного воздействия на систему;
3) иерархической структурой, т.е. взаимосвязью подсистем и элементов различных уровней.
Особенным для функциональных систем является то, что они выполняют особые функции в составе других, более сложных систем. С этой точки зрения систему взаимодействия средних и высших образовательных учреждений можно рассматривать как динамическую функциональную систему, представляющую собой обособленную целостность, которая в составе сложной функциональной системы непрерывного образования выполняет свои особые функции по подготовке специалистов для науки и производства совместными усилиями средних образовательных учреждений и вузов на основе существующей нормативно-правовой базе их взаимодействия и в соответствии с разработанными и утвержденными учебными планами.
1) цель системы взаимодействия средних и высших образовательных учреждений;
2) результаты функционирования системы взаимодействия средних и высших образовательных учреждений;
3) директивы, указания планы по организации взаимодействия средних и высших образовательных учреждений;
4) способы взаимодействия средних и высших образовательных учреждений;
5) взаимодействующие средние и высшие образовательные учреждения.
Перечисленные компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены, являются взаимосоответствующими и образуют единое целое – систему взаимодействия средних и высших образовательных учреждений.
Состояния S(T) системы взаимодействия средних и высших образовательных учреждений определяются: системой управления взаимодействующими образовательными учреждениями, самими взаимодействующими образовательными учреждениями, а также видами, формами и способами их взаимодействия. Входы X(T) образуются воздействием внешних условий (политика правительства, бюджет и т.п.). Выходы Y(T) складываются из эффективности самостоятельных и совместных действий средних и высших образовательных учреждений по подготовке специалистов для науки и производства.
Функционирование системы взаимодействия средних и высших образовательных учреждений отражается изменением множества ее состояний S(T), определяемых входами и составом самой системы. Входы системы X(T) с учетом ее состояний S(T) обуславливают ее выходы Y(T).
Такое представление системы взаимодействия средних и высших образовательных учреждений позволяет наглядно судить о факторах, влияющих на эффективность взаимодействия и о механизме функционирования самой системы
РЕЗЮМЕ
1. Организация взаимодействия средних и высших образовательных учреждений - это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий, направленных на достижение наиболее полной, всесторонней и эффективной согласованности в действиях образовательных учреждений в целях подготовки специалистов для науки и производства. Эта цель достигается:
v правильным пониманием всеми звеньями управления взаимодействующими образовательными учреждениями стоящих перед ними задач по подготовке специалистов для науки и производства: дать образование повышенного уровня в основных областях знаний, что позволит учащимся в дальнейшем определиться в заинтересовавшей их специальности, осознать необходимость получения надежного образования и дальнейшего его расширения;
v непрерывным согласованием способов решения совместных задач средними и высшими образовательными учреждениями по подготовке квалифицированных специалистов для науки и производства;
v знанием представителями администраций, преподавателями и учителями средних и высших образовательных учреждений общественных потребностей в специалистах, правильной оценкой возможностей своих учреждений, целей и задач их взаимодействия;
v систематическим взаимным обменом информацией;
v поддержанием устойчивого взаимодействия, не зависящего от сиюминутных взглядов администраций, преподавателей и учителей средних и высших образовательных учреждений на проблемы образования, а способное предоставлять обучающимся образовательные программы или отдельные виды образовательных услуг в соответствии с изменяющимися образовательными потребностями личности и общества;
v предвидением и целесообразным применением перспективных методов, форм и способов взаимодействия в условиях высокодинамичного социального и научно-технического прогресса, развития возможностей как самих образовательных учреждений, так и возможностей педагогической науки и практики;
v применением мер по всестороннему обеспечению взаимодействия средних и высших образовательных учреждений.
2. Организация взаимодействия средних и высших образовательных учреждений включает:
· согласование действий по задачам, методам, формам, способам, месту и времени (определение порядка взаимодействия);
· планирование взаимодействия;
· доведение задач до представителей администраций и педагогических коллективов.
3. В общем случае взаимодействие средних и высших образовательных учреждений можно подразделить на следующие виды:
¨ учебный процесс (совместное обучение студентов и школьников преподавателями вузов и учителями средних образовательных учреждений);
¨ научно-исследовательская работа (проведение совместных исследований преподавателями (учителями) и студентами (школьниками) на базе лабораторий, научных центров и кафедр вузов);
¨ материальное взаимодействие (обмен и взаимная помощь материальными средствами обучения - базами, лабораториями, компьютерами, расходными материалами и т.д.);
¨ информационное взаимодействие (взаимный обмен информацией по тем или иным предметам обучения, состоянию и перспективами развития того или иного научного направления, организация дистанционного обучения).
4. Важной характеристикой организации взаимодействия средних и высших образовательных учреждений являются формы ее осуществления (практической реализации), под которыми понимают порядок наиболее рационального использования сил и средств взаимодействующих образовательных учреждений.
Взаимодействие средних и высших образовательных учреждений может быть организовано в следующих формах:
· согласование усилий (действий) в интересах эффективной и качественной подготовки специалистов для науки и производства;
· распределение задач с учетом предназначения взаимодействующих образовательных учреждений и их возможностей по подготовке специалистов;
· содействие, реализуемое осуществлением усилий (действий) одних образовательных учреждений по отношению к другим в интересах обеспечения качественной подготовки специалистов.
5. Основными методами работы по организации взаимодействия средних и высших образовательных учреждений могут быть метод совместной работы, распорядительный метод и их сочетание.
6. В утилитарных целях содержание взаимодействия средних и высших образовательных учреждений можно описать следующими способами:
ü личные профессиональные контакты: учителя средних образовательных учреждений – преподаватели вузов;
ü совместный интеллектуальный труд учащихся и студентов в научно-исследовательских работах;
ü факультативные занятия и кружки на базах средних образовательных учреждений и вузов;
ü разработка образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования;
ü совместные научные и деловые игры средних и высших образовательных учреждений;
ü взаимообмен преподавателей вузов и учителей средних образовательных учреждений;
ü совместное участие в конференциях, семинарах, конкурсах и других научных мероприятиях преподавателей и студентов вузов с одной стороны, учителей и учеников средних образовательных учреждений, - с другой;
ü совместное использование научно-методических баз и инфраструктур средних и высших образовательных учреждений.
7. При совместной подготовке средними и высшими образовательными учреждениями специалистов для науки и производства на первый план в интересах повышения эффективности и качества этой подготовки выдвигается взаимообмен преподавателями и учителями.
Подготовка учащихся на подготовительных курсах имеет более высокую значимость по сравнению с факультативными занятиями.
В целом значимость способов взаимодействия средних и высших образовательных учреждений в деле подготовки специалистов для науки и производства можно отранжировать в следующей последовательности:
I. проведение совместных научных и деловых игр, конференций, семинаров, конкурсов и других учебно-научных мероприятий;
II. совместное использование научно-методических баз;
III. организация совместной научно-исследовательской работы учащихся и студентов в научных центрах, на кафедрах и в лабораториях вузов;
IV. совместная разработка образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования;
V. обмен опытом преподавания в результате профессиональных контактов учителей средних образовательных учреждений с преподавателями вузов.
8. Результаты совместной деятельности средних и высших образовательных учреждений зависят от многочисленных и разнообразных факторов, среди которых особо выделяется проблема их информационного взаимодействия. Автоматизация совместной обработки информации, внедрение результатов научных исследований в области математического программирования и теории принятия решений, а также техническое оснащение образовательных учреждений современными ЭВМ и подключение их к сети Интернет, - вот необходимые условия эффективного взаимодействия средних и высших образовательных учреждений.
9. Управление взаимодействующими образовательными учреждениями - это целенаправленная деятельность Министерства образования РФ и департаментов образования, обеспечивающая выполнение мероприятий по подготовке специалистов для науки и производства совместными усилиями средних и высших образовательных учреждений.
Основными видами управления взаимодействующими средними и высшими образовательными учреждениями являются перспективное управление (определение задач, мероприятий, форм и способов взаимодействия) и оперативное управление (контроль объектов управления, оптимизация способов взаимодействия, корректировка учебных планов в соответствии с изменяющимися условиями взаимодействия).
В процессе управления взаимодействующими средними и высшими образовательными учреждениями органы управления выполняют определенные функции - планирования, организации, контроля (учета), прогнозирования, корректирования.
10. Вся система управления взаимодействующими средними и высшими образовательными учреждениями должна быть нацелена на увеличение вклада каждого органа управления в достижение конечной цели - подготовку квалифицированных специалистов для науки и производства.
В целях повышения эффективности управления взаимодействующими средними и высшими образовательными учреждениями необходимо изменение структуры органов управления и дальнейшее совершенствование порядка их работы по организации взаимодействия. Для этого необходимо создание типовых управлений школьным и вузовским образованием в республике, крае, области, в состав которых могут войти ряд взаимосвязанных функционально между собой блоков управления, такими, как блок общего руководства, блок обеспечения взаимодействия и блок контроля взаимодействия средних и высших образовательных учреждений.
Основными направлениями работы Управлений школьным и вузовским образованием должны стать:
Ø изучение состояния и тенденций развития сотрудничества «школа-вуз» внутри страны;
Ø постоянное обновление банка информационных данных всей системы взаимодействия школьного и вузовского образования;
Ø консультирование в вопросах нормативно-управленческой деятельности администраторов образования, осуществляющих организацию взаимодействия средних и высших образовательных учреждений;
Ø оказание организационно-методической помощи руководителям взаимодействующих образовательных учреждений;
Ø разработка механизма координации совместной работы с одной стороны, с комитетами образования, а с другой – с образовательными учреждениями по реализации образовательной стратегии в сфере взаимодействия школьного и вузовского образования и обеспечение выполнения решений, распоряжений, приказов Министерства образования и департаментов образования, в этом направлении деятельности, договоров и соглашений средних образовательных учреждений и вузов, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования;
Ø подготовка и проведение совещаний, семинаров, круглых столов для управленческого аппарата взаимодействующих образовательных учреждений.
11. Для координации совместной работы по реализации образовательной стратегии в сфере взаимодействия средней и высшей школы и наиболее полного выполнения решений, распоряжений, приказов, договоров и соглашений между образовательными учреждениями, необходимо заключение централизованных договоров между управлениями образования учебных округов и вузами. Эти договора предусматривать решение следующих проблем:
q организационно-методические вопросы преемственности школьных и вузовских программ;
q формирование единой учебно-материальной базы по обеспечению вариативности образования (обеспечение учебниками, пособиями, предоставление лабораторий, кабинетов, помещений и т.д.);
q повышение квалификации учителей на базе вуза и адаптация преподавателей вузов к особенностям работы в среднем образовательном учреждении на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров;
q проведение предварительной профориентационной работы в школах, создание комиссий с участием представителей вузов, по отбору учащихся в профильные классы;
q оплата труда преподавателей вузов за работу в средних образовательных учреждениях;
q регламентация проведения единых экзаменов в средних образовательных учреждениях;
q оказание вузам дополнительных платных услуг;
q отслеживание результативности поступления в вузы и отсюда обоснованности открытия классов, сформированных на вуз, продолжения взаимодействия образовательных учреждений.
12. В интересах повышения качества и эффективности взаимодействия образовательных учреждений целесообразно создание на местах, в регионах и образовательных округах Координационных центров взаимодействия школьного и вузовского образования. Основными направлениями деятельности этих центров должны стать следующие:
ü координация совместной работы отделов образования, средних и высших образовательных учреждений по вопросам взаимодействия;
ü оказание помощи взаимодействующим образовательным учреждениям в решении организационных, кадровых и финансовых и др. вопросов;
ü анализ содержания учебных программ и предметов обучения взаимодействующих образовательных учреждений на предмет их соответствия нормативно-правовой базе системы образования РФ и, в случае необходимости, выработка рекомендаций по приведению их в соответствие с требованиями руководящих документов;
ü разработка рекомендаций и предложений по развитию нормативно-правовой базы и научно-методического обеспечения взаимодействия средних и высших образовательных учреждений;
ü анализ деятельности взаимодействующих образовательных учреждений, оценка эффективности их взаимодействия и, в случае необходимости, разработка рекомендаций по реформированию взаимодействия, внесение корректив в состав взаимодействующих образовательных учреждений, форм, способов и методов взаимодействия;
ü осуществление организационно-управленческих и консультирующих функций в проведении единых экзаменов, олимпиад, конференций, семинаров и других совместных научных мероприятий средних и высших образовательных учреждений, выборе направлений научно-исследовательской работы учащихся и т.п.;
ü организация методической подготовки учителей средних образовательных учреждений и преподавателей вузов по вопросам взаимодействия;
ü изучение и обобщение передового опыта работы взаимодействующих образовательных учреждений, оказание содействия информационно-рекламной и инновационной деятельности в этом направлении;
ü привлечение к работе по проблематике взаимодействия средних и высших образовательных учреждений различных категорий специалистов и научных работников.
13. Систему взаимодействия средних и высших образовательных учреждений можно рассматривать как динамическую функциональную систему, представляющую собой обособленную целостность, которая в составе сложной функциональной системы непрерывного образования выполняет свои особые функции по подготовке специалистов для науки и производства совместными усилиями средних образовательных учреждений и вузов на основе существующей нормативно-правовой базе взаимодействия и в соответствии с разработанными и утвержденными учебными планами.