К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СРЕДНИХ И ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

В статье сформулированы и обоснованы с дидактической, процессуальной и организационной точек зрения принципы взаимодействия средних и высших образовательных учреждений.

 

Принципы взаимодействия средних и высших образовательных учреждений - это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которыми следует руководствоваться при организации и поддержании взаимодействия между образовательными учреждениями.

В общем случае принципы взаимодействия средних и высших образовательных учреждений целесообразно рассматривать в трех аспектах: дидактическом, процессуальном и организационном.

Дидактический аспект обусловлен, с одной стороны, наличием объективной необходимости взаимодействия школьного и вузовского образования в современных условиях, а с другой - отсутствием научно обоснованных основ этого взаимодействия, в результате чего высшее образование вынуждено восполнять пробелы предшествующего ей школьного образования.

В целях разрешения данного противоречия необходимо разработать на государственном уровне стандарты в непрерывном образовании, обеспечивающие преемственность образования (учебных программ), в результате чего программа выпускных экзаменов средней (полной) общей школы соответствовала бы программе вступительных экзаменов в вуз, программа колледжа – программе неполного образования или бакалавриата в вузе и т.д.

В рамках этого аспекта должно быть обеспечено:

реализация в образовательных учреждениях любых организационно-правовых форм, всех ступеней и уровней общего и профессионального образования единых государственных стандартов, обеспечивающих непрерывность образования;

развитие фундаментального школьного образования на основе междисциплинарного характера сущности явлений окружающего мира;

дифференциация школьного образования по глубине, профилю и формам получения;

преемственность – установление оптимальных связей между школьным и вузовским образованием в ходе усвоения, расширения и углубления знаний, умений и навыков обучаемых, исключающих параллелизм, дублирование и обеспечивающих опережающее использование содержания, методов и приемов изучения материала всех этапов, ступеней и составных частей обучения;

повышение уровня предметной подготовки учителей средних образовательных учреждений на базе вузов и адаптация преподавателей вузов к особенностям работы в среднем образовательном учреждении на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров;

использование единой методологии оценки знаний и единых критериев качества образования.

Процессуальный аспект взаимодействия средних и высших образовательных учреждений обусловлен тем, что это взаимодействие представляет собой целостную систему деятельности, которая создается людьми и существует не отдельно от них, а реализуется ими и через них. В рамках этого аспекта можно выделить следующие принципы:

вариативность образования, что дает возможность выбора учащимися образовательных учреждений и форм обучения в соответствии с их потребностями и возможностями;

универсальность образования, что дает возможность выпускникам средних образовательных учреждений выбирать любую сферу деятельности и любое высшее образовательное учреждение для продолжения обучения;

преемственность форм, методов и средств обучения в интересах снижения дискомфорта, испытываемого школьниками, поступившими в вуз, из-за методических различий в школьном и вузовском преподавании, что отрицательно сказывается на их учебе;

психолого-педагогическая совместимость организационных основ школьного и вузовского образования, школьных и вузовских учебников по фундаментальным естественнонаучным дисциплинам.

Наряду с дидактическими и процессуальными аспектами взаимодействия средних и высших образовательных учреждений, необходимо учитывать и организационный аспект, который обусловлен отсутствием нормативно-правовой основы этого взаимодействия. К организационным принципам относятся:

маневренность, что предполагает возможность заключения договоров о взаимодействии средними образовательными учреждениями с различными вузами и различными факультетами одного вуза и внесения корректив в это взаимодействие, вплоть до его прекращения;

единство взглядов представителей администраций взаимодействующих образовательных учреждений на цель и задачи взаимодействия;

соответствие базисных учебных планов средних образовательных учреждений профилю взаимодействующих с ними вузов;

полнота учета возможностей взаимодействия средних образовательных учреждений и вузов, предполагающая совместное использование учебно-материальных баз образовательных учреждений, привлечение преподавателей вузов для обучения в средних образовательных учреждениях и др.;

всестороннее обеспечение взаимодействия, заключающееся в финансировании труда преподавателей вузов за работу в средних образовательных учреждениях, оказания взаимодействующим вузам дополнительных платных услуг, обеспечение учебниками, пособиями и др.

Необходимо отметить, что перечень рассмотренных принципов взаимодействия средних и высших образовательных учреждений не претендует на законченность, абсолютную стройность, а также на равноценность самих принципов. Нельзя считать познанными все закономерности, а тем более принципы взаимодействия. Кроме того, на каждом определенном отрезке времени тот или иной принцип взаимодействия может менять значимость и содержание в зависимости от изменившихся потребностей и возможностей общества, педагогической науки и практики, а в отдельных случаях вообще потерять свою актуальность в выработке наиболее эффективных способов практической реализации. Тем не менее, использование перечисленных выше принципов взаимодействия средних и высших образовательных учреждений позволит повысить эффективность их совместной деятельности по подготовке специалистов для науки и производства в современных условиях.

Используются технологии uCoz