ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СРЕДНИХ И ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ:
ЗАДАЧИ И СПОСОБЫ
В статье на основе метода экспертных оценок проводится декомпозиция цели и задач взаимодействия средних и высших образовательных учреждений и определяется важность каждой задачи и способа взаимодействия.
Определение задач и способов взаимодействия средних и высших образовательных учреждений в значительной мере является процессом творческим. При этом одним из важнейших методов научного обоснования данного вопроса является метод системного анализа. Главным в системном анализе является то, как сложное превратить в простое, как не только трудноразрешимую, но и труднопонимаемую проблему превратить в четкую серию задач, имеющих решения. Исходя из принципов системного анализа применительно к организации взаимодействия средних и высших образовательных учреждений, можно выделить два направления исследования:
1. Оценка нужности (необходимости) достижения цели взаимодействия. Она сводится к ответу на вопрос: нужно ли организовывать взаимодействие образовательных учреждений или нет.
2. Если признана необходимость достижения данной цели, т.е. установлено, что желаемый результат действительно нужен, то возникает второй вопрос: как осуществить декомпозицию цели до задач такого уровня, с решения которых мы можем начать операцию по достижению цели.
Декомпозиция цели заключается в её сведении к альтернативной совокупности подцелей (задач), затем к множеству альтернативных подцелей, затем к множеству альтернативных подцелей этих подцелей и т.д. В результате цель последовательно разбивается на все более простые цели (задачи), которые могут быть достигнуты простейшим путем. Традиционные способы данного построения неформальны, хотя имеются примеры формальных и полуформальных методик. Общим для них является то, что в основе этих способов лежат такие принципы системного анализа, как:
средства и способы (в том числе альтернативные) достижения цели вытекают из самой цели;
подцели нижнего уровня являются средствами (способами) достижения подцелей верхнего уровня.
Эти принципы системного анализа позволяют получить совокупность взаимосвязанных задач и способов их решения для достижения поставленной цели. Его сущность состоит в том, что в результате анализа определяется состав взаимодействующих образовательных учреждений и способы их взаимодействия. Эти способы определяют первый уровень подцелей (задач). Затем анализ проводится по двум основным направлениям. Первое - определение вклада того или иного способа в повышение качества обучения. Второе - поиск наиболее эффективных способов взаимодействия. Тем самым определяется второй уровень подцелей (задач). После этого определяется сочетание способов взаимодействия образовательных учреждений. В результате этого получим третий уровень подцелей (задач).
Граф подцелей и задач, полученный в результате декомпозиции цели взаимодействия средних и высших образовательных учреждений в соответствии с предложенным методическим подходом, приведен на рис. 1. В таблице 1 показано соответствие вершин графа цели и задачам взаимодействия средних и высших образовательных учреждений.
Рис. 1. Граф цели, задач и способов взаимодействия
средних и высших образовательных учреждений.
Таблица соответствия цели, задач и способов взаимодействия
средних и высших образовательных учреждений
вершинам графа на рис. 1
Обозначение вершин графа |
Цель, задачи и способы взаимодействия средних и высших образовательных учреждений |
х0 |
Подготовка высококвалифицированных специалистов. |
х01 |
Непосредственное совместная подготовка средними и высшими образовательными учреждениями будущих специалистов. |
х11 |
Взаимообмен учителями и преподавателями. |
х12 |
Подготовительные курсы |
х13 |
Факультативные занятия. |
х02 |
Опосредованная совместная подготовка средними и высшими образовательными учреждениями будущих специалистов. |
х21 |
Профессиональные контакты учителей школ с преподавателями вузов. |
х22 |
Совместная работа учащихся и студентов в НИР на базе научных центров, кафедр и лабораторий вузов. |
х23 |
Совместные научные и деловые игры, конференции, семинары, конкурсы и другие научно-учебные мероприятия школ и вузов. |
х24 |
Совместное использование научно-методических баз и инфраструктур школ и вузов. |
х25 |
Совместная разработка образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования в школе и вузе. |
Процесс декомпозиции цели может быть продолжен и дальше как по горизонтали, так и по вертикали. Однако излишняя детализация отдельных задач приводит к снижению общности представления о проблеме исследования. В данном случае уже на третьем уровне получаем совокупность задач, которые дают достаточно четкое и полное представление о содержании процесса взаимодействия средних и высших образовательных учреждений.
Проведем качественный и количественный анализ полученного графа цели и задач взаимодействия средних и высших образовательных учреждений.
В общем случае понятия "цель", "задачи по достижению цели", "способы их решения" - это взаимосвязанные понятия, которые необходимо рассматривать совместно, прослеживая их соотносительность.
С учетом этого, а также принципов, на основании которых проводилось развертывание цели взаимодействия средних и высших образовательных учреждений, можно считать, что граф, приведенный на рис 1, представляет собой следующее:
вершина x0 - это цель взаимодействия средних и высших образовательных учреждений;
вершины первого уровня графа xij1 составляют совокупность подцелей взаимодействия средних и высших образовательных учреждений;
вершины второго уровня графа xij2 составляют множество задач взаимодействия средних и высших образовательных учреждений;
вершины третьего уровня xij3 - представляют собой группы способов взаимодействия средних и высших образовательных учреждений.
В результате мы получили практически структуру взаимодействия средних и высших образовательных учреждений, которая в дальнейшем должна быть обеспечена соответствующими силами и средствами. В связи с этим возникает необходимость определения значимости (важности) задач (способов) внутри каждого уровня. Эта задача может быть легко решена известными методами экспертных оценок. Результаты оценки коэффициентов для графа цели, задач и способов взаимодействия средних и высших образовательных учреждений приведены в таблице 2.
Результаты оценки весовых коэффициентов цели, задач и способов взаимодействия средних и высших образовательных учреждений
№ п/п |
Цель, задачи и способы взаимодействия средних и высших образовательных учреждений |
Вершины графа |
Весовой коэффициент |
1. |
Подготовка высококвалифицированных специалистов |
х0 |
1 |
2. |
Непосредственное совместная подготовка средними и высшими образовательными учреждениями будущих специалистов |
х01 |
0,67 |
3. |
Взаимообмен учителями и преподавателями |
х11 |
0,52 |
4. |
Подготовительные курсы |
х12 |
0,32 |
5. |
Факультативные занятия |
х13 |
0,18 |
6. |
Опосредованная совместная подготовка средними и высшими образовательными учреждениями будущих специалистов |
х02 |
0,33 |
7. |
Профессиональные контакты учителей школ с преподавателями вузов. |
х21 |
0,15 |
8. |
Совместная работа учащихся и студентов в НИР на базе научных центров, кафедр и лабораторий вузов |
х22 |
0,20 |
9. |
Совместные научные и деловые игры, конференции, семинары, конкурсы и другие научно-учебные мероприятия школ и вузов |
х23 |
0,24 |
10. |
Совместное использование научно-методических баз и инфраструктур школ и вузов |
х24 |
0,22 |
11. |
Совместная разработка образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования в школе и вузе. |
х25 |
0,19 |
Анализ полученных результатов свидетельствует о следующем. При непосредственной совместной подготовке средними и высшими образовательными учреждениями будущих специалистов на первый план в интересах повышения эффективности и качества этой подготовки выдвигается взаимообмен учителями и преподавателями, осуществляющих учебный процесс в школе и вузе (Р11 = 0,52). Подготовка учащихся на подготовительных курсах (Р12 = 0,32) имеет более высокую значимость по сравнению с факультативными занятиями (Р13 = 0,18).
Степень важности проведения совместных научных и деловых игр, конференций, семинаров, конкурсов и других учебно-научных мероприятий школ и вузов несколько выше по значимости в деле подготовки высококвалифицированных специалистов совместными усилиями школ и вузов (Р2 3 = 0,24) по сравнению с такими способами взаимодействия как совместное использование научно-методических баз и инфраструктур школ и вузов (Р2 4 = 0,22), организация совместной работы учащихся и студентов в НИР на базе научных центров, кафедр и лабораторий вузов и школ (Р2 2 = 0,20), совместная разработка образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования в школе и вузе (Р2 5 = 0,19) или простой обмен опытом преподавания в результате профессиональных контактов учителей школ с преподавателями вузов (Р2 1 = 0,15).
В целом следует отметить, что данные результаты оценки весовых коэффициентов задач и способов взаимодействия средних и высших образовательных учреждений являются осредненными и будут меняться в зависимости от региона, в котором организуется это взаимодействие, условий взаимодействия, уровня технической оснащенности школ и вузов, их преподавательского состава, контингента учащихся и студентов и др.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ:
ЦЕЛЬ, ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СПОСОБЫ.
В статье определяется цель, мероприятия по достижению цели организации взаимодействия высших и средних учебных заведений в современных условиях и конкретизируются виды, формы, методы и способы этого взаимодействия.
Организация взаимодействия высших и средних учебных заведений - это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий, направленных на достижение наиболее полной, всесторонней и эффективной согласованности в действиях высших и средних учебных заведений при подготовке специалистов для науки и производства.
Цель организации взаимодействия высших и средних учебных заведений состоит в наиболее полном и эффективном использовании их возможностей в решении совместных задач по воспроизводству научных и производственных кадров.
Цель организации взаимодействия высших и средних учебных заведений достигается:
правильным пониманием всеми звеньями управления взаимодействующими высшими и средними учебными заведениями стоящих перед ними задач по подготовке специалистов для науки и производства;
непрерывным согласованием способов решения этих задач;
знанием администраций высших и средних учебных заведений общественных потребностей, правильной оценкой собственных возможностей, целей и задач взаимодействия;
систематическим взаимным обменом информацией;
поддержанием устойчивого взаимодействия;
предвидением и целесообразным применением перспективных методов, форм и способов взаимодействия в условиях высокодинамичного социального и научно-технического прогресса, развития собственных возможностей и возможностей педагогической науки и практики;
применением мер по всестороннему обеспечению взаимодействия.
Организация взаимодействия высших и средних учебных заведений включает:
1) согласование действий учебных заведений по задачам, методам, формам, способам, месту и времени (определение порядка взаимодействия);
2) планирование взаимодействия;
3) доведение задач до взаимодействующих учебных заведений.
Определение порядка взаимодействия заключается в том, что для каждого взаимодействующего учебного заведения ставятся задачи взаимодействия и определяются методы, формы и способы взаимодействия, а также место и время выполнения совместных задач по подготовке специалистов для науки и производства.
Планирование взаимодействия заключается в детальной разработке мероприятий по реализации совместных действий учебных заведений и их документальному оформлению в виде планов, инструкций и других документов.
Постановка задач взаимодействующим учебным заведениям осуществляется доведением до учителей и преподавателей разработанных документов, путем личного общения, путем проведения совместных совещаний и т.д.
В общем случае взаимодействие высших и средних учебных заведений можно подразделить на следующие виды:
1. Учебный процесс (совместное обучение студентов и школьников преподавателями вузов и школ).
2. Научно-исследовательская работа.
3. Материальное взаимодействие (обмен и взаимная помощь материальными средствами обучения - базами, лабораториями, компьютерами, материалами и т.д.).
4. Информационное взаимодействие (взаимный обмен информацией по тем или иным предметам обучения, состоянию и перспективами развития того или иного научного направления, организация дистанционного обучения).
Важной характеристикой организации взаимодействия высших и средних учебных заведений являются формы ее осуществления (практической реализации). Под формами организации взаимодействия понимают порядок наиболее рационального использования сил и средств для достижения цели взаимодействия.
Взаимодействие высших и средних учебных заведений может быть организовано в следующих формах:
1) согласование усилий (действий) взаимодействующих высших и средних учебных заведений в интересах эффективной и качественной подготовки молодых специалистов;
2) распределение задач между взаимодействующими высшими и средними учебными заведениями с учетом их предназначения и возможностей по подготовке молодых специалистов;
3) содействие, реализуемое осуществлением усилий (действий) одних учебных заведений по отношению к другим в интересах обеспечения качественной подготовки молодых специалистов.
Основными методами работы по организации взаимодействия высших и средних учебных заведений могут быть метод совместной работы, распорядительный метод и их сочетание.
Метод совместной работы может осуществляться в нескольких формах:
разработка и согласование планов взаимодействия;
проведение совместных совещаний, конференций, деловых игр;
практическая отработка вопросов взаимодействия на месте (во взаимодействующих учебных заведениях);
Сущность распорядительного метода заключается в отдаче указаний по организации взаимодействия высших и средних учебных заведений одновременно с постановкой задач устно при личном общении с представителями администраций этих учебных заведений на совещании или по техническим средствам связи.
В утилитарных целях содержание взаимодействия высших и средних учебных заведений можно описать следующими способами:
1) личные профессиональные контакты: преподаватели вузов - учителя школы;
2) совместный интеллектуальный труд учащихся и студентов в научно-исследовательских работах;
3) факультативные занятия и кружки на базах вузов и школ;
4) работа учащихся и учителей школы в научно-исследовательских центрах и лабораториях вузов;
5) разработка образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования в школе и вузе;
6) совместные научные и деловые игры вузов и школ;
7) взаимообмен преподавателей вузов и школ;
8) совместное участие в конференциях, семинарах, конкурсах и других научных мероприятиях преподавателей и студентов вузов с одной стороны и учителей и учеников школ, - с другой;
9) совместное использование научно-методических баз и инфраструктур вузов и школ.
Каждому виду и форме взаимодействия высших и средних учебных заведений может соответствовать свой конкретный способ взаимодействия или их набор. Поэтому проблема состоит в определении, в первую очередь, задач взаимодействия высших и средних учебных заведений с целью последующего выбора оптимальных способов их взаимодействия.