НЕОБХОДИМОСТЬ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ТЕОРИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЫСШИХ И

СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

Выдвинута гипотеза о возможности синтезирования совокупности теоретических знаний о взаимодействии высших и средних учебных заведений в отдельную теорию взаимодействия. Поставлен ряд вопросов о ее необходимости и целесообразности, на которые в результате предварительного анализа получены положительные ответы.

 

Возросшая в последнее время тенденция ухода молодежи из науки в бизнес и снижение популярности многих интеллектуальных специальностей в связи с экономическим кризисом в стране, обусловили необходимость поиска новых путей и способов привлечения учащихся и студентов к научно-исследовательской деятельности, обеспечения заинтересованности молодежи в научной работе, повышении престижности высшего образования.

Возрастание роли взаимодействия высших и средних учебных заведений вызвано также интеграционными тенденциями между наукой, высшим и средним образованием. Оттого, насколько выпускник среднего учебного заведения вооружен системой знаний, умений и навыков, соответствующих профилю выбранной им специальности, зависит и его дальнейшая учеба в вузе и его профессиональная судьба.

В свою очередь возрастание значимости взаимодействия высших и средних учебных заведений привело к необходимости более глубокого исследования сущности и содержания этого взаимодействия. Однако анализ имеющихся трудов по данной тематике показал, что в них не все вопросы взаимодействия (особенно в его прикладной части, т.е. в области организации) раскрыты и аргументированы в достаточной мере. Вместо типологии взаимодействия поиски ученых (Б.С. Гершунского, Ю.И. Иванова, И.Я. Лернера, Л.Н. Боголюбова, И.Д. Бутузова, Н.Г. Дайри, В.И. Загвязинского, Г.А. Звенигородского, А.Г. Каспржак, И.Я. Лернера, В.Л. Максимовой, Н.Г. Огурцова, А.А. Пинского, и др.) были направлены на уточнение понятийного аппарата и выявление возможностей дифференцированного обучения, его содержания, форм и методов.

В работах Ю.К. Бабанского, Н.К. Гончарова, И.Э. Унт, Н.М. Шахмаева Г.Л. Алексевича, Г.И. Ибрагимова, Т.А. Калашниковой Л.Н. Рожиной, Л.В. Шмелькова и др. решались, в основном, проблемы внутренней дифференциации обучения и обеспечения вариативности образования.

Работы В.К. Дьяченко, М.М. Левиной, Л.М. Перминовой, В.В. Пикан, И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, И.С. Якиманской были посвящены разработке образовательных технологий, что также способствовало лишь эффективному выстраиванию дифференцированного процесса обучения.

Анализ работ О.А. Абдуллина, Т.А. Воробьева, С.И. Казаченко, Н.Е, Мажар, В.А. Сластенина, Е.П. Шастина, М.В. Волковой, Е.М. Рендаковой, А.С. Родикова и др. показал, что в них освещались вопросы, отражающие лишь специфику профильного обучения в школах с ориентацией учащихся на педагогические профессии и социально-педагогические условия управления школами с дифференцированным обучением.

Работы Е.Л. Болотовой, И.И. Мельникова были посвящены теоретическому обобщению проблемы содержания профильного обучения, преемственности школьных и вузовских программ, управленческим аспектам организации профильного обучения.

В ряде работ (В.Н. Малининой, Т.Ю. Цибизовой, А.Г. Колесникова, А.Ф. Третьякова, Н.А. Морозовой, А.В. Купавцева и др.) анализировались способы и формы довузовской подготовки молодежи, как в структуре высшего и среднего учебного заведения, так и в рамках программы "Шаг в будущее", включающей в себя проведение научных олимпиад, конференций, семинаров, конкурсов, и других научных мероприятий.

Таким образом, методологические средства концепции взаимодействия высших и средних учебных заведений были ориентированы на решение прикладных аспектов взаимодействия не самостоятельно, а в рамках концепции изучения проблем, входящих в предметы исследования других научных дисциплин (педагогики, психологии и др.).

В результате сложилась ситуация, когда в накопленной педагогической наукой совокупности теоретических знаний по проблеме взаимодействия высших и средних учебных заведений не содержится ответов на ряд важных вопросов теории и практики. К ним относятся вопросы:

об основных закономерностях и принципах взаимодействия высших и средних учебных заведений, а также требованиях, предъявляемых к этому взаимодействию;

о методах разработки, организации и поддержания оптимальных форм и способов взаимодействия применительно к различным высшим и средним учебным заведениям.

Отсутствие глубоких разработок теоретических основ взаимодействия высших и средних учебных заведений отрицательно сказывается на эффективности этого взаимодействия и, в первую очередь, на подготовке научно-ориентированных, склонных к исследовательской работе школьников, профессиональной ориентации молодых людей и воспроизводстве научных кадров.

Существуют два основных пути решения этой проблемы.

Первый путь - эволюционный, предусматривающий совершенствование системы знаний о взаимодействии высших и средних учебных заведений в рамках существующей структуры педагогической науки.

Второй путь - революционный, заключающийся в синтезировании теоретических знаний о взаимодействии высших и средних учебных заведений и выделения их в самостоятельную отрасль педагогики, имеющую своей предметной областью проблему взаимодействия школы и вуза.

Анализ двух путей решения данной проблемы показал принципиальную невозможность первого пути, главным образом, ввиду несовпадения сущности исследуемой проблемы взаимодействия (как совокупности отношений между объектами - высшими и средними и учебными заведениями) и предметной областью педагогики. Кроме того, анализ показывает, что эволюционный способ развития лимитируется невозможностью ассимиляции в рамках существующей структуры педагогической науки новых фактов и явлений, касающихся взаимодействия высших и средних учебных заведений (подготовительные курсы и отделения, специализированные, подшефные и профильные школы, профессиональные колледжи и лицеи, различного рода олимпиады, конференции, семинары, конкурсы, совместные научно-исследовательские работы и др.). Для восстановления баланса между совокупностью теоретических знаний о взаимодействии высших и средних учебных заведений и потребностями практики можно ввести дополнительные разделы в существующие отрасли педагогической науки (общая педагогика, школьная педагогика, педагогика высшей школы, частные и предметные методики). Однако в этом случае данные отрасли педагогики, ввиду перманентного усложнения их концептуального и описательного теоретического аппарата, фактически будут не пригодны для оперативной практической работы.

В связи с этим возникает вопрос: возможно ли синтезирование совокупности теоретических знаний о взаимодействии высших и средних учебных заведений в отдельную теорию, имеет ли она право на существование, содержит ли основные признаки теории?

Как известно, во всякой теории можно выделить следующие компоненты [4]:

1) эмпирический базис (основные факты, данные и результаты их простейшей логико-математической обработки);

2) теоретический базис (абстракции, теоретические схемы, категории, законы, закономерности, принципы);

3) методологический базис (совокупность согласованных логических и математических методов и алгоритмов накопления и использования знаний);

4) следствие и выводы теории.

Тогда поставленный вопрос распадается на ряд частных вопросов [4]:

1. Существует ли предмет исследования теории и можно ли очертить достаточно четко область исследования?

2. Имеются ли основы для создания теоретического базиса?

3. Возможно ли создание методологического базиса?

4. Имеет ли теория практическое значение?

Частично ответ на первый вопрос был дан выше. Предметом исследования  теории являются взаимодействующие высшие и средние учебные заведения, обеспечивающие молодыми кадрами науку и производство.

При этом в область исследования теории взаимодействия войдут все виды, формы и способы взаимодействия, характерные для различных высших и средних учебных заведений. О том, что эта область исследования не изучается другими науками, свидетельствует хотя бы тот факт, что в структуре существующей педагогической науки отсутствует теория, освещающая вопросы взаимоотношений между школами, вузами одного профиля, но принадлежащие разным ведомствам (МПС, МО, МС и др.).

Положительный ответ на второй вопрос предопределен наличием общепризнанных мировоззренческих форм (закона, принципа, категории) взаимодействия школ и вузов. И хотя основной целью разрабатываемой теории взаимодействия высших и средних учебных заведений будет не открытие изолированных законов, а создание единой концептуальной системы понятий, утверждений и гипотез, в принципе возможно установление закономерностей влияния различных форм и способов взаимодействия на эффективность подготовки молодых специалистов.

Методологический базис теории складывается из двух составляющих. Первая из них представляет собой сложившуюся и апробированную систему философских, общенаучных и специальных подходов, методов, приемов и способов, выполняющих методологическую функцию разрабатываемой концепции взаимодействия высших и средних учебных заведений.

В качестве второй составляющей выступает сложившаяся в последние  годы наука о системах, объектом исследования которой являются элементы и связи между ними. С этой точки зрения взаимодействие высших и средних учебных заведений характеризуется наличием значительного количества разнородных образовательных учреждений (школ, колледжей, лицеев, институтов, университетов, академий), совместно решаемых задач и способов их выполнения, связей между ними, а также большим числом факторов, определяющих конечный результат совместно выполняемой задачи - подготовку квалифицированных специалистов. Все это предопределяет возможность рассмотрения взаимодействия высших и средних учебных заведений с позиций системного подхода, основным понятием которого является понятие "система”, в данном случае - система “школа - вуз - наука".

Практическая значимость теории взаимодействия высших и средних учебных заведений подтверждается следующим.

Во-первых, накопленный опыт взаимодействия высших и средних учебных заведений требует его обобщения с системных позиций.

Во-вторых, повышение роли взаимодействия высшего и среднего образования в современных условиях, его определяющее значение для будущего уровня развития образования, поставило на повестку дня вопрос о необходимости  разработки четкой классификации видов, форм и способов взаимодействия высших и средних учебных заведений, методов организации и поддержания этого взаимодействия.

В-третьих, организация взаимодействия высших и средних учебных заведений требует создания методического аппарата оценки различных видов, форм и способов взаимодействия и выбора оптимальных из их числа применительно к каждой конкретной ситуации.

В-четвертых, требуют теоретической проработки вопросы управления взаимодействующими высшими и средними учебными заведениями при решении ими совместной задачи - подготовки квалифицированных специалистов.

Итак, исходя из положительных ответов на поставленные вопросы, можно заключить, что совокупность теоретических знаний о взаимодействии может быть синтезирована в самостоятельную область педагогической науки - теорию взаимодействия высших и средних учебных заведений. Особенно это важно сделать сейчас, когда задумана новая реформа образования.

С учетом специфики предмета и задач этой теории, а также вследствие того, что в качестве базовой категории теории принята "система взаимодействия", можно выделить основные разделы теории взаимодействия высших и средних учебных заведений, определяющие общую структуру ее построения:

1. Основы теории взаимодействия высших и средних учебных заведений.

2. Оценка эффективности взаимодействия высших и средних учебных заведений.

3. Методы работы администраций высших и средних учебных заведений по организации взаимодействия.

4. Система взаимодействия "школа - вуз - наука".

Основным содержанием первого раздела теории взаимодействия высших и средних учебных заведений могут быть:

категории и понятия теории взаимодействия;

предмет и задачи теории взаимодействия;

сущность и содержание взаимодействия.

закономерности и принципы взаимодействия;

современные требования к взаимодействию;

виды, формы и способы взаимодействия.

Во втором разделе теории основное место следует уделить:

изложению методологических основ оценки эффективности взаимодействия высших и средних учебных заведений;

моделированию и оптимизации форм и способов взаимодействия высших и средних учебных заведений;

разработке методики организации взаимодействия между высшими и средними учебными заведениями.

Основным содержанием третьего раздела теории может быть:

организация управления взаимодействующими высшими и средними учебными заведениями;

классификация и раскрытие содержания методов работы администраций высших и средних учебных заведений по организации взаимодействия;

мероприятия по координации и обеспечению учебного процесса во взаимодействующих высших и средних учебных заведениях;

синтез системы взаимодействия высших и средних учебных заведений, которая может быть представлена следующей совокупностью объектов (элементов) и отношений между ними: цель взаимодействия; совместно решаемые задачи и способы их выполнения; взаимодействующие вузы и школы.

Синтезированная таким образом совокупность теоретических знаний по вопросам взаимодействия высших и средних учебных заведений позволит реализовать концепцию непрерывного образования, поможет учащимся углубить процесс познания предметов, создаст благоприятные условия учащимся, склонным к научно-исследовательской работе, для поступления в вуз и обучения в нем, обеспечит воспроизводство квалифицированных кадров в науке и производстве.

Используются технологии uCoz