ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СРЕДНИХ И ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Поводится анализ возможностей информационного взаимодействия средних и высших образовательных учреждений в интересах повышения качества подготовки учащихся по предметам обучения.

 

Разработка и применение новых образовательных информационных технологий расширяет сферу взаимодействия средних и высших образовательных учреждений и позволяет значительно повысить качество подготовки учащихся. Данный вид взаимодействия позволяет в большей мере использовать возможности образовательных учреждений и обеспечивает доступ к обширным информационно-справочным материалам, электронным учебникам, структурированным базам данных, включая и новейшие данные, опережающие печатные издания. Кроме того, информационное взаимодействие средних и высших образовательных учреждений позволяет наладить контакт учащихся школ с преподавателями вузов, учесть интересы учащихся и уровень их подготовки, проводить интерактивный контроль и самоконтроль усвоения учащимися учебного материала, участвовать в совместных научно-исследовательских работах.

Информационное взаимодействие средних и высших образовательных учреждений основано на использовании дискет и компакт дисков в качестве носителей учебно-методических материалов и проверочных тестов, а также распределенной сетевой гипермедиа информационной системы WWW. При этом специальная оболочка, использующая стандарт HTML, должна обеспечить:

обзор программ обучения с указанием их продолжительности и доступ к программным курсам и базам данных;

систему контрольных мероприятий с соответствующими корректирующими программами и обзор текущей успеваемости;

диалог учащегося с преподавателем непосредственно на Web-странице или через электронную почту.

Такое взаимодействие осуществляют преподаватели информатики базовых школ вузов. Ими же осуществляется и подбор учащихся.

Как уже отмечалось, обучение проводится с использованием программного обеспечения на дискетах и компакт-дисках или программного обеспечения сети Интернет (электронная почта, FTP, Telnet).

Основным способом информационного взаимодействия средних и высших образовательных учреждений в настоящее время является использование программного обеспечения, разработанного вузами и поставляемого на дискетах и компакт дисках. В этом плане хорошо зарекомендовало себя программного обеспечение, разрабатываемое фирмой УНИАР и Институтом информатизации образования, включающее в себя звуковое сопровождение излагаемого материала, видеофрагменты и иллюстрации. Программное обеспечение этих учреждений с успехом прошло проверку во многих московских школах и, в частности, в школе № 320 с лицейскими классами. Ниже в таблице 1 для сравнения приведены сведения об успеваемости учащихся 9 – 11 классов (средний балл) по темам обучения информатике с использованием и без использования обучающих курсов.

Таблица 1

Учебный год

Темы обучения

Без использования обучающих курсов

С использованием обучающих курсов

NC, DOS

СПО

Pascal

Internet

Windows

Word

Excel

Access

1996-1997

3,56

3,66

4,06

4,05

3,88

4,14

4,06

4,00

1997-1998

3,68

3,80

3,97

4,34

4,24

4,10

4,10

4,11

1998-1999

3,92

3,64

3,79

4,30

4,04

3,97

4.24

4,47

Общий ср. балл

3,90

4,11

 

Из таблицы видно, что использование обучающих курсов позволяет на 5% повысить качество обучения, практически при тех же затратах, чем при обучении без их использования.

В таблице 2 приведены сведения по продолжительности обучения информационным технологиям и затратам на обучение на компьютерных курсах, ведущихся в школе с родителями учеников. В строке продолжительность обучения, в числителе стоит время на обучение, когда слушателям читались лекции, а в знаменателе – время, потраченное слушателями на изучение темы с использованием обучающих курсов. В строке затраты приведено соотношение привлечения преподавателя к объяснению материала и ответам на вопросы, взятое за единицу в числителе при чтении лекций, к соответствующему привлечению, когда слушатели занимались по обучающим курсам.

Таблица 1

 

Темы обучения

NC, DOS

СПО

Pascal

Internet

Windows

Word

Excel

Access

Продолжит. обучения

(в часах)

9/7

9/7

31/28

21/17

11/9

12/8

12/8

13/9

Затраты

1/0,72

1/0,74

1/0,83

1/0,78

1/0,5

1/0,61

1/0,61

1/0,61

 

Из таблицы видно, что выигрыш при изучении информационных технологий по обучающим курсам составляет в среднем 3 часа, а время задействования преподавателя уменьшается в среднем в 1,5 раза.

Вместе с тем следует отметить, что далеко не все программное обеспечение, разрабатываемое вузами, годится к использованию в средних образовательных учреждениях. Очень часто в обучающих курсах много внимания отводится второстепенным вопросам, порой таким, которые не в силах освоить учащиеся в рамках школьной программы. Примером может служить курс по программированию на Паскале, разработанный Институтом новых технологий образования. Некоторые курсы по компьютерным технологиям теряют свою актуальность из-за того, что ориентированы на англоязычные версии, в то время как большинство школ, имеющих лицензионные продукты, работают на русских версиях. Примером служит курс по Power Point, разработанный фирмой УНИАР. Курсы по таким предметам, как математика, физика, химия («Живая геометрия», «Живая физика» и др.) страдают тем, что не ориентированы на конкретных пользователей. Так некоторые темы, которые в процессе обучения не вызывают затруднений, в этих курсах разобраны достаточно подробно, в то время как некоторые нужные, но сложные для понимания и усвоения темы даны в обзорном плане. Не учитывается также и расчасовка по темам обучения, закрепленная законодательно.

Поэтому при разработке программного обеспечения для средних образовательных учреждений необходимо взаимодействие с учителями-предметниками, которые смогли бы подготовить необходимый текстовый материал по темам обучения, а научные сотрудники вузов наполнили бы его элементами мультимедиа.

Оставляют желать лучшего и контрольные тесты, используемые для проверки качества усвоения материала. Обычно после одной-двух контрольных по теме у школьников оказываются на руках ответы по вопросам в виде наборов цифр или кодов. Поэтому при разработке контрольных тестов необходимо предусмотреть изменение численных данных и ответов в задачах при различных обращениях, а также изменение расположения правильных и неправильных ответов в тестах с выбором ответа.

Наиболее перспективным является информационное взаимодействие средних и высших образовательных учреждений по сети Интернет. Дистанционное обучение по сети Интернет позволяет использовать обширный информационно-справочный материал по предметам обучения, получать по ним новейшую информацию, вести интерактивные диалоги с преподавателями или другими учащимися по темам обучения. Ключевыми звеньями такого обучения является наличие компьютера-сервера с соответствующим программным обеспечением, в том числе и прокси-сервером, осуществляющего подключение к сети Интернет и компьютеров-клиентов, объединенных в ЛВС. Сервер обеспечивает доступ к обучающим курсами и базам данных, а прокси-сервер обеспечивает интерфейс между пользователями компьютеров-клиентов, компьютером-сервером и этими курсами и базами данных.

Дистанционное обучение в Интернет позволяет слушателям обмениваться по электронной почте как с преподавателем, так и с однокурсниками по обучению. Кроме того, Интернет обеспечивает проведение видеоконференций и онлайновых бесед (сhat). При этом различные мультимедийные приложения позволяют значительно расширить возможности дистанционного обучения, значительно повысить его качество. Преподаватель имеет возможность наблюдать весь процесс работы слушателей с учебным материалом, вмешиваться в процесс обучения, назначая, при необходимости, дополнительные тесты и изменяя условия сдачи контрольных работ.

Однако следует отметить, что взаимодействие высших и средних учебных заведений по сети Интернет в настоящее время ограничено низкими элементными базами компьютерных классов большинства школ и вузов, невысокой скоростью передачи данных по сети, ненадежностью сетевой связи и введением повременной платы за телефонные разговоры.

Вместе с тем будущее именно за таким информационным взаимодействием высших и средних учебных заведений.

И в заключение несколько слов о тех, кто будет осуществлять информационное взаимодействие средних и высших образовательных учреждений. Не секрет, что большинство учителей школ и преподавателей вузов имеют слабое представление о работе с компьютером. Имеющийся технический и инженерный персонал, а также преподаватели информатики физически не способны в полном объеме обеспечить учебный процесс с использованием компьютерной техники. Поэтому на первых порах необходима организация компьютерных курсов на базе школы или вуза для учителей-предметников, использующих в обучении программное обеспечение. В дальнейшем возможно обучение их языкам программирования, обеспечивающим доступ к ресурсам сетей (например, Java) и позволяющим создавать собственные гипертекстовые базы данных с элементами мультимедиа. Такой опыт подготовки учителей-предметников накоплен автором в школе № 320 с лицейскими классами. Поэтому всех, кто заинтересовался изложенным в статье материалом, мы приглашаем к дискуссии и сотрудничеству. Контактный телефон: 566-0334.

Используются технологии uCoz