ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ:

СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

В статье рассматриваются организационные, технические, материальные и информационные проблемы, возникающие при организации взаимодействия высших и средних учебных заведений и даются рекомендации по решению этих проблем.

 

Успешное решение совместных задач высшими и средними учебными заведениями по подготовке высококвалифицированных молодых специалистов невозможно без тщательного заблаговременного проведения комплекса организационных мероприятий.

Особенностью современного этапа развития высшего и среднего образования является, с одной стороны, повышение уровня технической оснащенности вузов и школ, а с другой – испытываемые ими финансовые трудности в связи с резким сокращением ассигнований на образование в стране.

Поэтому решение о взаимодействии высших и средних учебных заведений должно приниматься, прежде всего, в сфере совместного использования интеллектуальных и материальных возможностей вузов и школ.

Первое, что нужно сделать для решения данной проблемы - это разработать документы, в которых должны быть отражены: техническое оснащение взаимодействующих высших и средних учебных заведений, количество аудиторий и классов, их размеры, наполняемость, часы занятости и порядок использования; состав учителей школ и профессорско-преподавательского состава вузов с указанием их образования, ученых степеней и званий, квалификационных разрядов и почасовой оплатой труда, обязанности сторон по выполнению задач взаимодействия.

При подготовке аудиторий и классов к совместному использованию администрациям высших и средних учебных заведений необходимо учитывать потребности в них, в первую очередь, для обеспечения учебного процесса самой школы или вуза, а уж затем определять и согласовывать порядок их совместного использования.

При этом особое внимание должно быть уделено согласованию дней и часов занятий, которые одинаково бы удовлетворяли, как учеников школ и студентов вузов, так и учителей и преподавателей.

При решении задач проведения занятий в школе преподавателями вузов основное внимание необходимо уделить достижению консенсуса в оплате их труда, учитывая при этом как их запросы, так и возможности школы и отыскивая компромисс с администрацией вуза путем предоставления на льготных условиях оборудования и помещений школы.

Взаимодействие по разработке образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования в высшем учебном заведении, организуется и осуществляется по всему комплексу задач, решаемых школами и вузами в плане подготовки квалифицированных молодых специалистов.

Особое внимание следует уделить проведению совместных научные и деловых игр высших и средних учебных заведений, а также совместному участию в конференциях, семинарах, конкурсах и других научных мероприятиях  преподавателей и студентов вузов с одной стороны, учителей и учеников школ, - с другой. Для решения этих задач целесообразно иметь организационный комитет по подготовке и проведению научных и деловых игр, конференций, семинаров и конкурсов, действующий на постоянной основе, в состав которого вошли бы представители всех категорий преподавателей и учащихся взаимодействующих высших и средних учебных заведений.

Немаловажным, с точки зрения уровня подготовки будущих специалистов, является и решение задачи организации факультативных занятий и кружков на базе, как вуза, так и школы. За их счет повышается уровень подготовки школьников и студентов, их заинтересованность в дальнейшей профессиональной деятельности и обеспечивается осознанный выбор ими своей профессиональной судьбы.

Результаты совместной деятельности высших и средних учебных заведений во многом определяются эффективностью управления их взаимодействием, зависящего, в свою очередь, от многочисленных, разнообразных факторов, среди которых особо выделяется проблема информационного взаимодействия вузов и школ.

Опыт показал, что около 2/3 времени в работе должностных лиц органов управления высшими и средними учебными заведениями по организации и поддержанию взаимодействия занимает сбор и обработка информации. Объем этой информации достаточно велик. Сюда входят и сведения об учителях и учениках школ, преподавателях и студентах вузов, расписании их занятий, распределении аудиторий по классам и часам и многое другое. При этом очень часто возникает проблема оперативного изменения расписания занятий в случае болезни кого-нибудь из преподавателей, при изменениях режимов работы вуза или школы, других непредвиденных обстоятельствах. В связи с этим к процессу сбору и обработки информации необходимо предъявлять следующие требования:

полнота и оперативность обработки информации;

формализация и документирование обрабатываемой информации.

Принятая в настоящее время организация работы органов управления взаимодействующими высшими и средними учебными заведениями в целом позволяет осуществлять достаточно квалифицированное руководство этим взаимодействием, но при этом не вполне обеспечивается оперативность получения и оценки информации и, как следствие этого, отмены, переносы, а иногда и срывы занятий, снижение уровня подготовки учащихся, неэффективность в использовании учителей и преподавателей, аудиторий, не оптимальность в выборе форм и способов взаимодействия вузов и школ.

В этой связи предлагается в каждой школе и вузе иметь записанные на магнитные носители базы данных о потенциальных партнерах на взаимодействие (профиль и возможности соответствующих высших и средних учебных заведений, состав и количество учителей, преподавателей, учеников и студентов, материально-техническое оснащение, максимальное количество мест обучения и др.).

В дальнейшем на этапах непосредственного взаимодействия этих вузов и школ будет осуществляться формализованная обработка поступающей информации, ее кодирование и ввод в ЭВМ, где под воздействием управляющей среды базы данных будет происходить принудительное разделение поступивших сведений на первоочередные и второстепенные (к первоочередным относятся сведения, непосредственно касающиеся хода учебного процесса). В результате этого разделения первоочередные исходные данные будут обрабатываться немедленно и на основе уже имеющихся частных выводов по тем или иным изменениям обстановки  будут оперативно сформированы изменения в учебных планах.

В дальнейшем представителями администраций школ и вузов по полученной информации можно будет провести более детальную работу по коррекции взаимодействия. Для этого целесообразно использовать программы оптимизации взаимодействия, разработанные для ЭВМ. Применение машинных программ объясняется необходимостью оценки степени влияния каждого фактора на эффективность взаимодействия высших и средних учебных заведений и связанным с этим рассмотрения большого числа вариантов взаимодействия и необходимостью выбора оптимальных из их числа.

В целом все это позволит в любой момент времени иметь общую картину взаимодействия школы и вуза, значительно сократит время на обработку информации, повысить ее достоверность и увеличить оперативность принятия решений.

Однако наличие полной и достоверной информации о взаимодействии школы и вуза еще не гарантирует эффективность этого взаимодействия. Необходимо уметь правильно распорядиться имеющейся в наличии информацией. Опыт показывает, что многие руководители высших и средних учебных заведений даже обладая необходимой информацией, допускали ошибки из-за неверных расчетных обоснований принимаемых решений по взаимодействию. В связи с этим использование современных методов оптимизации - один из основных путей повышения эффективности управления взаимодействующими высшими и средними учебными заведениями. Применение оптимизационных моделей позволяет в некоторых случаях автоматически и мгновенно справиться с ситуациями, которые обычно требуют много времени многих людей. При этом обеспечивается суммирование большого количества информации и успешная координация действий школ и вузов. Например, методы линейного программирования могут найти широкое применение в вопросах взаимораспределения элементов инфраструктуры и материально-технической базы взаимодействующих высших и средних учебных заведений. Методы нелинейного и целочисленного программирования можно использовать для оптимизации расписания занятий, распределения учеников и студентов по классам и аудиториям. Игровые методы решения задач позволяют принимать обоснованные решения в случае имеющейся неопределенности в плане дальнейшего развития взаимодействия с конкретной школой или вузом, потребностях в специалистах того или иного профиля и т.п.

Говоря о повышении эффективности управления взаимодействующими высшими и средними учебными заведениями, невозможно обойти такой вопрос, как техническое оснащение вузов и школ. Для того чтобы это взаимодействие было эффективным необходимо оснащение их самыми современными ЭВМ и подключение их к локальным вычислительным сетям и сети Интернет. На первых этапах технического оснащения школ и вузов первоочередной задачей является внедрение ПЭВМ на базе процессоров 486 или Pentium и разработка автоматизированных рабочих мест (АРМ). В функциональном плане на АРМ можно осуществлять обработку поступающей информации, решать оптимизационные задачи, прогнозировать потребности взаимодействующих вузов и школ.

На следующем этапе в целях более эффективного взаимодействия вузов и школ необходимо объединение их ЭВМ в локальные и региональные вычислительные сети и подключение к сети Интернет. Практической реализацией этого направления является разработка подсистемы распределенной обработки данных на базе ЭВМ вузов и школ.

Разработка и применение новых образовательных информационных технологий расширяет сферу взаимодействия высших и средних учебных заведений и позволяет значительно повысить качество подготовки учащихся. Данный вид взаимодействия позволяет в большей мере использовать возможности учебных заведений и обеспечивает доступ к обширным информационно-справочным материалам, электронным учебникам, структурированным базам данных, включая и новейшие данные, опережающие печатные издания. Кроме того, информационное взаимодействие высших и средних учебных заведений позволяет наладить контакт учащихся школ с преподавателями вузов, учесть интересы учащихся и уровень их подготовки, проводить интерактивный контроль и самоконтроль усвоения учащимися учебного материала, участвовать в совместных научно-исследовательских работах.

Информационное взаимодействие высших и средних учебных заведений основано на использовании дискет и компакт дисков в качестве носителей учебно-методических материалов и проверочных тестов, а также распределенной сетевой гипермедиа информационной системы WWW. При этом специальная оболочка, использующая стандарт HTML, должна обеспечить:

обзор программ обучения с указанием их продолжительности и доступ к программным курсам и базам данных;

систему контрольных мероприятий с соответствующими корректирующими программами и обзор текущей успеваемости;

диалог учащегося с преподавателем непосредственно на Web-странице или через электронную почту.

Такое взаимодействие осуществляют преподаватели информатики базовых школ вузов. Ими же осуществляется и подбор учащихся.

Как уже отмечалось, обучение проводится с использованием программного обеспечения на дискетах и компакт-дисках или программного обеспечения сети Интернет (электронная почта, FTP, Telnet).

Основным способом информационного взаимодействия высших и средних учебных заведений в настоящее время является использование программного обеспечения, разработанного высшими учебными заведения и поставляемого на дискетах и компакт дисках. В этом плане хорошо зарекомендовало себя программного обеспечение, разрабатываемое фирмой УНИАР и Институтом информатизации образования и включающее в себя звуковое сопровождение излагаемого материала, видеофрагменты и иллюстрации. Программное обеспечение этих учреждений с успехом прошло проверку во многих московских школах и, в частности, широко применяется в школе № 320 с лицейскими классами.

Вместе с тем следует отметить, что далеко не все программное обеспечение, разрабатываемое вузами, годится к использованию в средних учебных заведениях. Очень часто в обучающих курсах много внимания отводится второстепенным вопросам, порой таким, которые не в силах освоить учащиеся в рамках школьной программы. Примером может служить курс по программированию на Паскале, разработанный Институтом новых технологий образования. Некоторые курсы по компьютерным технологиям теряют свою актуальность из-за того, что ориентированы на англоязычные версии, в то время как большинство школ, имеющих лицензионные продукты, работают на русских версиях. Примером служит курс по Power Point, разработанный фирмой УНИАР. Курсы по таким предметам, как математика, физика, химия («Живая геометрия», «Живая физика» и др.) страдают тем, что не ориентированы на конкретных пользователей. Так некоторые темы, которые в процессе обучения не вызывают затруднений, в этих курсах разобраны достаточно подробно, в то время как некоторые нужные, но сложные для понимания и усвоения темы даны в обзорном плане. Не учитывается также и расчасовка по темам обучения, закрепленная законодательно.

Поэтому при разработке программного обеспечения для средних учебных заведений необходимо взаимодействие с учителями-предметниками, которые смогли бы подготовить необходимый текстовый материал по темам обучения, а научные сотрудники вузов наполнили бы его элементами мультимедиа.

Оставляют желать лучшего и контрольные тесты, используемые для проверки качества усвоения материала. Обычно после одной-двух контрольных по теме у школьников оказываются на руках ответы по вопросам в виде наборов цифр или кодов. Поэтому при разработке контрольных тестов необходимо предусмотреть изменение численных данных и ответов в задачах при различных обращениях, а также изменение расположения правильных и неправильных ответов в тестах с выбором ответа.

Наиболее перспективным является информационное взаимодействие высших и средних учебных заведений по сети Интернет. Дистанционное обучение по сети Интернет позволяет использовать обширный информационно-справочный материал по предметам обучения, получать по ним новейшую информацию, вести интерактивные диалоги с преподавателями или другими учащимися по темам обучения. Ключевыми звеньями такого обучения является наличие компьютера-сервера с соответствующим программным обеспечением, в том числе и прокси-сервером, осуществляющего подключение к сети Интернет и компьютеров-клиентов, объединенных в ЛВС. Сервер обеспечивает доступ к обучающим курсами и базам данных, а прокси-сервер обеспечивает интерфейс между пользователями компьютеров-клиентов, компьютером-сервером и этими курсами и базами данных.

Дистанционное обучение по сети Интернет позволяет слушателям обмениваться по электронной почте, как с преподавателем, так и с однокурсниками по обучению. Кроме того, Интернет обеспечивает проведение видеоконференций и онлайновых бесед (сhat). При этом различные мультимедийные приложения позволяют значительно расширить возможности дистанционного обучения, значительно повысить его качество. Преподаватель имеет возможность наблюдать весь процесс работы слушателей с учебным материалом, вмешиваться в процесс обучения, назначая, при необходимости, дополнительные тесты и изменяя условия сдачи контрольных работ.

Однако следует отметить, что взаимодействие высших и средних учебных заведений по сети Интернет в настоящее время ограничено низкими элементными базами компьютерных классов большинства школ и вузов, невысокой скоростью передачи данных по сети, ненадежностью сетевой связи и введением повременной платы за телефонные разговоры.

Вместе с тем будущее именно за таким информационным взаимодействием высших и средних учебных заведений.

И в заключение несколько слов о тех, кто будет осуществлять информационное взаимодействие высших и средних учебных заведений. Не секрет, что большинство преподавателей вузов и школ имеют слабое представление о работе с компьютером. Имеющийся технический и инженерный персонал, а также преподаватели информатики физически не способны в полном объеме обеспечить учебный процесс с использованием компьютерной техники. Поэтому на первых порах необходима организация компьютерных курсов на базе школы или вуза для учителей-предметников, использующих в обучении программное обеспечение. В дальнейшем возможно обучение их языкам программирования, обеспечивающим доступ к ресурсам сетей (например, Java) и позволяющим создавать собственные гипертекстовые базы данных с элементами мультимедиа. Такой опыт подготовки учителей предметником накоплен в школе № 320 с лицейскими классами.

Таким образом, сочетание перечисленных выше организационных принципов, таких как автоматизация совместной обработки информации, внедрение результатов научных исследований в области математического программирования и теории принятия решений, а также техническое оснащение вузов и школ современными ЭВМ и подключение их к сети Интернет, обеспечат эффективное их взаимодействие.

Используются технологии uCoz