ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И ВУЗА: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

 

Используется научно-методический подход к организации взаимодействия школы и вуза, оценке эффективности этого взаимодействия и принятию решения на организацию взаимодействия.

 

Оценить эффективность взаимодействия школы и вуза можно по количеству подготовленных выпускников школы, способных обучаться в высшем учебном заведении, а также по затратам на подготовку этих выпускников.

В общем случае количество подготовленных для поступления во взаимодействующий вуз выпускников школы (М) может быть вычислено по формуле:

М = N0 * Р,                           (1)

где

N0 – начальное количество учащихся, изъявивших желание обучаться во взаимодействующем вузе;

Р- вероятность поступления во взаимодействующий вуз выпускника школы, изъявившего в свое время желание обучаться в нем.

В свою очередь вероятность Р того, что выпускник школы, изъявивший в свое время желание обучаться во взаимодействующем вузе, станет студентом этого вуза определяется по формуле:

Р = Р1 * Р2 * Р3,                         (2)

где

Р1 – вероятность того, что уровень подготовки выпускника школы поступающего во взаимодействующий вуз будет не ниже требуемого;

Р2 – вероятность надежности взаимодействия школы и вуза;

Р3 – вероятность того, что первоначальный выбор учащимся школы взаимодействующего вуза не был случайным, т.е. вероятность того, что выпускник базовой школы не пойдет после ее окончания в другой вуз.

Вероятность Р1 определяется по следующей формуле:

N

Р1 = 1 –  П (1 – Рпi),                    (3)

i=1

где

N – количество способов взаимодействия школы и вуза;

Рпi – вероятность того, что при i-м способе взаимодействия школы и вуза качество подготовки учащегося школы будет удовлетворять требованию для обучения в вузе.

Вероятность Р2 определяется по формуле:

Р2 = 1 – (1 – Купр * Кфин * Кнад),            (4)

где

Купр – коэффициент эффективности управления взаимодействующими образовательными учреждениями;

Кфин – коэффициент стабильности финансирования взаимодействующих образовательных учреждений;

Кнад – коэффициент надежности взаимодействия школы и вуза.

Расходы на организацию и поддержание взаимодействия образовательных учреждений (С) будут определяться следующими составляющими:

С = Сзарп + Саморт + Сдок + Снакл + Сконф + Спрогр,       (5)

где

Сзарп – расходы на выплату дополнительной зарплаты учителям школы и преподавателям вуза, осуществляющих подготовку учащихся к обучению в вузе;

Саморт – амортизационные расходы школы и вуза, связанные с дополнительными занятиями по подготовке учащихся к обучению в вузе;

Сдок – расходы, связанные с оформлением документов по организации взаимодействия школы и вуза;

Сдок – расходы на поддержание взаимодействия школы и вуза, связанные с координацией деятельности взаимодействующих образовательных учреждений, планированием расписаний, ведением документации и т.п.;

Снакл – расходы, связанные с дополнительными затратами эл. энергии, работой уборщиц, охраны и т.д. при совместной подготовке школой и вузом будущих студентов;

Сконф – расходы, связанные с организацией и проведением конференций, семинаров, конкурсов, деловых игр и др. научных мероприятий, осуществляемых взаимодействующими образовательными учреждениями;

Спрогр – расходы на разработку образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования в школе и взаимодействующей с ней вузом.

В процессе взаимодействия школы и вуза могут возникнуть следующие ситуации:

b1 сокращение финансирования взаимодействующих образовательных учреждений;

b2 – понижение статуса взаимодействующего со школой вуза;

b3 – сокращение числа мест, выделяемых вузом для выпускников школы;

b4 – увеличение платы за обучение по вузовской программе;

b5 – снижение «престижности» специальности по которой готовит взаимодействующий со школой вуз;

b6 – изменение взглядов учащихся, первоначально высказавших желание продолжить обучение во взаимодействующим со школой вузе;

b7 – конфликт руководства школы с преподавателями или руководством взаимодействующего с ней вуза.

Исходя из того, что результаты исследований процесса взаимодействия школы и вуза показывают, что он представляет собой сложное динамическое явление, которому присуще наличие не только случайной и детерминированной составляющих, но и составляющей, связанной с неопределенностью развития этого взаимодействия, принятие решения на организацию взаимодействия образовательных учреждений должно основываться на теоретико-игровых концепциях.

При этом т.к. неопределенность создается за счет недостаточной изученности всех обстоятельств в условиях которых приходится принимать решения, то, в зависимости от информационной ситуации, целесообразно использовать различные критерии принятия решения, известные из теории вероятностей.

Так, например, когда известны условия развития взаимодействия школы и вуза, целесообразно использовать критерий максимума результата; при известных априорных вероятностях вариантов развития взаимодействия целесообразно использовать критерий максимума математического ожидания выигрыша. Когда все возможные варианты развития взаимодействия школы и вуза равновероятны, целесообразно использовать критерий недостаточного основания Бернулли-Лапласа. При отсутствии какой-либо объективной информации о возможных вариантах развития взаимодействия школы и вуза целесообразно использовать критерии Вальда, Гурвица, Сэвиджа.

Игровые методы решения задачи позволяют принимать обоснованные решения в случае имеющейся неопределенности в плане дальнейшего развития взаимодействия с конкретной школой или вузом, потребностях в специалистах того или иного профиля и т.п.

В качестве примера рассмотрим решение задачи организации взаимодействия средней школы-лицея № 320 с вузами города Москвы.

В таблице 1 даны сведения о планируемых к взаимодействию вузах, ожидаемой эффективности от этого взаимодействия и затраты на их организацию и поддержание, вычисленные в относительных единицах. В последней графе приведен обобщенный показатель эффективности взаимодействия школы-лицея с каждым из планируемых к взаимодействию вузов.

Таблица 1

 


 

Вуз                                                          Показатель

Эффек-

тивность (F)

Стои-мость (С)

Обобщенный показатель

R = F * (1 - C)

Международная академия бизнеса

0,063

0,068

0,058

Университет геодезии и картографии

0,149

0,175

0,123

Институт иностранных языков

0,071

0,070

0,066

Институт международного права и экономики

0,052

0,032

0.050

Московский Педагогический Университет

0,224

0,239

0,170

МГТУ имени Н.Э. Баумана

0,163

0,147

0,139

 

Из данной таблицы видно, что приоритет в организации взаимодействия должен быть отдан Московскому Педагогическому Университету, далее в порядке убывания приоритета следуют: МГТУ имени Н.Э. Баумана, Университет геодезии и картографии, Институт иностранных языков, Международная академия бизнеса и замыкает Институт международного права и экономики.

В таблице 2 приведены сведения о числе выпускников, которые продолжат свое обучение в вузе при следующих условиях:

b1 ничто не изменится и подготовка учащихся будет идти по плану;

b2 – гиперинфляция;

b3 – будет сокращено число мест в вузе для выпускников школы;

b4 – увеличится плата за обучение;

b5 – снизится «престижность» специальности по которой готовит вуз.

Таблица 2

 


 

Вуз                                                           Условие

b1

b2

b3

b4

b5

Международная академия бизнеса

6

5

4

4

4

Университет геодезии и картографии

7

6

5

3

4

Институт иностранных языков

7

6

5

3

4

Институт международного права и экономики

5

4

4

4

4

Московский Педагогический Университет

17

7

12

12

8

МГТУ имени Н.Э. Баумана

14

7

10

10

7

 

Решение задачи с использованием критериев максимума математического ожидания выигрыша, Бернулли-Лапласа и крайнего оптимизма дает рекомендации организовывать взаимодействие с вузами в следующей последовательности: МПУ, МГТУ, Университет геодезии и картографии, Институт иностранных языков, Международная академия бизнеса, Институт международного права и экономики.

По критерию Вальда рекомендуется несколько изменить приоритет в организации взаимодействия: МПУ, МГТУ, Международная академия бизнеса и Институт международного права и экономики, Университет геодезии и картографии и Институт иностранных языков.

По критерию Гурвица последовательность в организации взаимодействия выглядит так: МПУ, МГТУ, Международная академия бизнеса, Университет геодезии и картографии и Институт иностранных языков, Институт международного права и экономики.

И, наконец, по критерию Сэвиджа в первую очередь необходимо заключать договор о взаимодействии с МПУ, затем с МГТУ и далее, если позволяют финансовые возможности, в любом порядке с остальными вузами.

В тоже время, если учесть ограничение, что минимальное число выпускников школы, которые будут продолжать обучение в вузе должно быть не меньше 5, то договор, исходя из критериев Бернулли-Лапласа, Вальда, Гурвица и Сэвиджа следует заключать только с МПУ и МГТУ.

Окончательное решение на организацию взаимодействия школы и вуза, с формальной точки зрения, целесообразно принимать исходя из рекомендаций большего числа из используемых критериев принятия решения. При этом, в случае значительных расхождениях рекомендаций по критериям принятия решения, необходим углубленный анализ полученных результатов и использование практического опыта лиц, ответственных за принятие решения.

Используются технологии uCoz