ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И ВУЗА: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
Используется научно-методический подход к организации взаимодействия школы и вуза, оценке эффективности этого взаимодействия и принятию решения на организацию взаимодействия.
Оценить эффективность взаимодействия школы и вуза можно по количеству подготовленных выпускников школы, способных обучаться в высшем учебном заведении, а также по затратам на подготовку этих выпускников.
В общем случае количество подготовленных для поступления во взаимодействующий вуз выпускников школы (М) может быть вычислено по формуле:
М = N0 * Р, (1)
где
N0 – начальное количество учащихся, изъявивших желание обучаться во взаимодействующем вузе;
Р- вероятность поступления во взаимодействующий вуз выпускника школы, изъявившего в свое время желание обучаться в нем.
В свою очередь вероятность Р того, что выпускник школы, изъявивший в свое время желание обучаться во взаимодействующем вузе, станет студентом этого вуза определяется по формуле:
Р = Р1 * Р2 * Р3, (2)
где
Р1 – вероятность того, что уровень подготовки выпускника школы поступающего во взаимодействующий вуз будет не ниже требуемого;
Р2 – вероятность надежности взаимодействия школы и вуза;
Р3 – вероятность того, что первоначальный выбор учащимся школы взаимодействующего вуза не был случайным, т.е. вероятность того, что выпускник базовой школы не пойдет после ее окончания в другой вуз.
Вероятность Р1 определяется по следующей формуле:
N
Р1 = 1 – П (1 – Рпi), (3)
i=1
где
N – количество способов взаимодействия школы и вуза;
Рпi – вероятность того, что при i-м способе взаимодействия школы и вуза качество подготовки учащегося школы будет удовлетворять требованию для обучения в вузе.
Вероятность Р2 определяется по формуле:
Р2 = 1 – (1 – Купр * Кфин * Кнад), (4)
где
Купр – коэффициент эффективности управления взаимодействующими образовательными учреждениями;
Кфин – коэффициент стабильности финансирования взаимодействующих образовательных учреждений;
Кнад – коэффициент надежности взаимодействия школы и вуза.
Расходы на организацию и поддержание взаимодействия образовательных учреждений (С) будут определяться следующими составляющими:
С = Сзарп + Саморт + Сдок + Снакл + Сконф + Спрогр, (5)
где
Сзарп – расходы на выплату дополнительной зарплаты учителям школы и преподавателям вуза, осуществляющих подготовку учащихся к обучению в вузе;
Саморт – амортизационные расходы школы и вуза, связанные с дополнительными занятиями по подготовке учащихся к обучению в вузе;
Сдок – расходы, связанные с оформлением документов по организации взаимодействия школы и вуза;
Сдок – расходы на поддержание взаимодействия школы и вуза, связанные с координацией деятельности взаимодействующих образовательных учреждений, планированием расписаний, ведением документации и т.п.;
Снакл – расходы, связанные с дополнительными затратами эл. энергии, работой уборщиц, охраны и т.д. при совместной подготовке школой и вузом будущих студентов;
Сконф – расходы, связанные с организацией и проведением конференций, семинаров, конкурсов, деловых игр и др. научных мероприятий, осуществляемых взаимодействующими образовательными учреждениями;
Спрогр – расходы на разработку образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность образования в школе и взаимодействующей с ней вузом.
В процессе взаимодействия школы и вуза могут возникнуть следующие ситуации:
b1 – сокращение финансирования взаимодействующих образовательных учреждений;
b2 – понижение статуса взаимодействующего со школой вуза;
b3 – сокращение числа мест, выделяемых вузом для выпускников школы;
b4 – увеличение платы за обучение по вузовской программе;
b5 – снижение «престижности» специальности по которой готовит взаимодействующий со школой вуз;
b6 – изменение взглядов учащихся, первоначально высказавших желание продолжить обучение во взаимодействующим со школой вузе;
b7 – конфликт руководства школы с преподавателями или руководством взаимодействующего с ней вуза.
Исходя из того, что результаты исследований процесса взаимодействия школы и вуза показывают, что он представляет собой сложное динамическое явление, которому присуще наличие не только случайной и детерминированной составляющих, но и составляющей, связанной с неопределенностью развития этого взаимодействия, принятие решения на организацию взаимодействия образовательных учреждений должно основываться на теоретико-игровых концепциях.
При этом т.к. неопределенность создается за счет недостаточной изученности всех обстоятельств в условиях которых приходится принимать решения, то, в зависимости от информационной ситуации, целесообразно использовать различные критерии принятия решения, известные из теории вероятностей.
Так, например, когда известны условия развития взаимодействия школы и вуза, целесообразно использовать критерий максимума результата; при известных априорных вероятностях вариантов развития взаимодействия целесообразно использовать критерий максимума математического ожидания выигрыша. Когда все возможные варианты развития взаимодействия школы и вуза равновероятны, целесообразно использовать критерий недостаточного основания Бернулли-Лапласа. При отсутствии какой-либо объективной информации о возможных вариантах развития взаимодействия школы и вуза целесообразно использовать критерии Вальда, Гурвица, Сэвиджа.
Игровые методы решения задачи позволяют принимать обоснованные решения в случае имеющейся неопределенности в плане дальнейшего развития взаимодействия с конкретной школой или вузом, потребностях в специалистах того или иного профиля и т.п.
В качестве примера рассмотрим решение задачи организации взаимодействия средней школы-лицея № 320 с вузами города Москвы.
В таблице 1 даны сведения о планируемых к взаимодействию вузах, ожидаемой эффективности от этого взаимодействия и затраты на их организацию и поддержание, вычисленные в относительных единицах. В последней графе приведен обобщенный показатель эффективности взаимодействия школы-лицея с каждым из планируемых к взаимодействию вузов.
Таблица 1
Вуз Показатель |
Эффек- тивность (F) |
Стои-мость (С) |
Обобщенный показатель R = F * (1 - C) |
Международная академия бизнеса |
0,063 |
0,068 |
0,058 |
Университет геодезии и картографии |
0,149 |
0,175 |
0,123 |
Институт иностранных языков |
0,071 |
0,070 |
0,066 |
Институт международного права и экономики |
0,052 |
0,032 |
0.050 |
Московский Педагогический Университет |
0,224 |
0,239 |
0,170 |
МГТУ имени Н.Э. Баумана |
0,163 |
0,147 |
0,139 |
Из данной таблицы видно, что приоритет в организации взаимодействия должен быть отдан Московскому Педагогическому Университету, далее в порядке убывания приоритета следуют: МГТУ имени Н.Э. Баумана, Университет геодезии и картографии, Институт иностранных языков, Международная академия бизнеса и замыкает Институт международного права и экономики.
В таблице 2 приведены сведения о числе выпускников, которые продолжат свое обучение в вузе при следующих условиях:
b1 – ничто не изменится и подготовка учащихся будет идти по плану;
b2 – гиперинфляция;
b3 – будет сокращено число мест в вузе для выпускников школы;
b4 – увеличится плата за обучение;
b5 – снизится «престижность» специальности по которой готовит вуз.
Таблица 2
Вуз Условие |
b1 |
b2 |
b3 |
b4 |
b5 |
Международная академия бизнеса |
6 |
5 |
4 |
4 |
4 |
Университет геодезии и картографии |
7 |
6 |
5 |
3 |
4 |
Институт иностранных языков |
7 |
6 |
5 |
3 |
4 |
Институт международного права и экономики |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Московский Педагогический Университет |
17 |
7 |
12 |
12 |
8 |
МГТУ имени Н.Э. Баумана |
14 |
7 |
10 |
10 |
7 |
Решение задачи с использованием критериев максимума математического ожидания выигрыша, Бернулли-Лапласа и крайнего оптимизма дает рекомендации организовывать взаимодействие с вузами в следующей последовательности: МПУ, МГТУ, Университет геодезии и картографии, Институт иностранных языков, Международная академия бизнеса, Институт международного права и экономики.
По критерию Вальда рекомендуется несколько изменить приоритет в организации взаимодействия: МПУ, МГТУ, Международная академия бизнеса и Институт международного права и экономики, Университет геодезии и картографии и Институт иностранных языков.
По критерию Гурвица последовательность в организации взаимодействия выглядит так: МПУ, МГТУ, Международная академия бизнеса, Университет геодезии и картографии и Институт иностранных языков, Институт международного права и экономики.
И, наконец, по критерию Сэвиджа в первую очередь необходимо заключать договор о взаимодействии с МПУ, затем с МГТУ и далее, если позволяют финансовые возможности, в любом порядке с остальными вузами.
В тоже время, если учесть ограничение, что минимальное число выпускников школы, которые будут продолжать обучение в вузе должно быть не меньше 5, то договор, исходя из критериев Бернулли-Лапласа, Вальда, Гурвица и Сэвиджа следует заключать только с МПУ и МГТУ.
Окончательное решение на организацию взаимодействия школы и вуза, с формальной точки зрения, целесообразно принимать исходя из рекомендаций большего числа из используемых критериев принятия решения. При этом, в случае значительных расхождениях рекомендаций по критериям принятия решения, необходим углубленный анализ полученных результатов и использование практического опыта лиц, ответственных за принятие решения.