ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ГОСУДАРСТВ

 

В статье определяются направления, по которым могут быть организовано взаимодействие высших и средних учебных заведений различных государств.

 

Говоря о взаимодействии высших и средних учебных заведений различных государств, естественно, возникает вопрос о причинах, движущих силах организации этого взаимодействия.

В этом плане следует отметить, что современное развитие мира, несмотря на распад единой социалистической системы и ряда стран социалистического лагеря, в целом характеризуется глобальной тенденцией сближения стран и народов. Это проявляется, прежде всего, в создании общего информационного пространства для решения важнейших политических, экономических, технических, социальных, культурных задач, как общемирового, так и государственного значения, а также в формировании единых общегосударственных структур, предназначенных для управления решением этих задач. При этом образование становится одной из важнейших сфер международного сотрудничества, обеспечивающее мир специалистами, способными решать возникающие перед человечеством проблемы.

Это, в частности, проявляется в развитии международного бакалавриата, других структурах международного образования, распространенных в ряде стран Европы, США, Канаде. Особенно наглядно это проявляется и в бывших странах СССР, где сотрудничество в области образования набирает центростремительную силу, в результате чего все большее число вузов и школ суверенных государств заключают договоры о взаимодействии в интересах подготовки квалифицированных специалистов совместными усилиями.

Одной из важнейших причин усиления взаимодействия различных государств в области образования является то, что именно образование является ведущим ресурсом современного развития общества. Поэтому для того, чтобы не оказаться на обочине мирового развития и обеспечить достойное представительство своих сограждан в мировом сообществе, каждое государство стремится приобщиться к мировым запасам знаний и передовым международным технологиям. Кроме того, следует отметить, что характерной особенностью сегодняшнего дня является интенсивное распространение теле, радио коммуникаций, в том числе коммуникаций по сети Интернет, что напрямую связано с развитием образовательного пространства и мировым сотрудничеством в области образования.

В связи с этим весьма важным представляется анализ особенностей организации взаимодействия высших и средних учебных заведений различных государств, а также стоящих на этом пути проблем и путей их решения.

Следует отметить, что организовывать и поддерживать взаимодействие между школами и вузами сложно даже в масштабе одного государства, поскольку они отличаются по уровню оснащенности, профилю, возможностям и др. Еще труднее решать задачу организации и поддержания взаимодействия между высшими и средними учебными заведениями различных государств. Это связано с рядом факторов. Национальные школы отличаются по оснащению, организационной структуре, возможностям, уровню подготовки учеников (студентов) и учителей (преподавателей), взглядам руководства стран на формы, методы и способы обучения, национальным традициям в обучении.

Поэтому для успешного решения совместных задач в подготовке квалифицированных специалистов необходимо, в первую очередь, введение единых программ обучения в высших и средних учебных заведениях, методик проведения занятий, а также единых критериев оценки результатов обучения.

Большая роль в осуществлении четкого взаимодействия высших и средних учебных заведений различных государств должна отводиться взаимообмену учителями школ и преподавателями вузов, проведению конференций, семинаров по обмену опытом взаимодействия, совместным научным и деловым играм. В этом плане заслуживает внимания вопрос о создании разветвленных учебных объединений различных государств, имеющих общее объединенное руководство и работающих по единым программам и методикам.

При практическом осуществлении взаимодействия больше внимания необходимо уделять личному общению руководителей высших и средних учебных заведений различных государств, умелому использованию соответствующих средств связи (особенно по сети Интернет), а также четкой работе координаторов по взаимодействию, обмену опытом и информацией по организации взаимодействия.

При планировании взаимодействия необходимо особо четко согласовывать образовательные программы и обучающие технологии школ и вузов различных государств, взаимообмен учителями (преподавателями) и учениками (школьниками), постоянно уточнять направления усилий по взаимодействию в интересах подготовки квалифицированных специалистов.

Заслуживает особого внимания проблема разработки общих образовательных программ, в которых, при условии соблюдения общемировых образовательных стандартов, должна предусматриваться возможность широкого варьирования в тематике за счет конкретизации материала с учетом национальных особенностей той или иной страны, прежде всего в таких предметах, как история, география, культурология, психология и др.

При организации решения совместных задач по подготовке специалистов основные усилия должны быть направлены на заблаговременное определение количества подготавливаемых специалистов по тому или иному профилю, сроков их подготовки, требования к уровню подготовки, а также затратам на их обучение.

При этом, наряду с согласованием таких важных вопросов, как проведение занятий, необходимо определять и порядок использования научно-технической базы учебных заведений.

Четкой координации усилий требует и техническое обеспечение взаимодействия. Это связано, с одной стороны, с разнообразием технических средств обучения, а с другой - возможностью их применения в той или иной стране. Так, например, не во всех государствах представляется возможность использования обучающих информационных технологий из-за низкого уровня компьютеризации этих стран. Поэтому в ходе организации взаимодействия высших и средних учебных заведений необходимо централизованное управление взаимодействием и комплексное взаимное использование имеющихся ресурсов.

В целом следует отметить, что в этой статье изложены лишь основные направления по организации взаимодействия высших и средних учебных заведений различных государств. А т.к. каждая страна имеет свои особенности в обучении, оснащении учебных заведений, уровне подготовки учителей и профессорско-преподавательского состава с одной стороны и учеников и студентов, с другой, то и организация взаимодействия с ними будет иметь свои отличия. Поэтому в задачу администраций высших и средних учебных заведений различных государств входит дальнейшее совершенствование форм и способов взаимодействия в интересах обеспечения непрерывного образования и подготовки высококвалифицированных специалистов.

Используются технологии uCoz