НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СРЕДНИХ И ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

Проводится анализ направлений и форм сотрудничества средних и высших образовательных учреждений России в современных условиях и определяются пути совершенствования их сотрудничества.

 

В результате последовательной и целенаправленной работы по реализации концепции непрерывности и преемственности образования сотрудничество средних образовательных учреждений с вузами в настоящее время приняло широкий размах и включает в себя разнообразные направления и формы: от классических (колледж, лицей, гимназия, физико-математическая школа) до инновационных (лицейские и профильные классы в общеобразовательных учреждениях, лектории, семинары, коллоквиумы, консультации для учащихся и учителей, совместные научно-практические конференции и научно-исследовательская работа школ и вузов и др.).

В общем виде можно выделить следующие направления взаимодействия средних образовательных учреждений с вузами:

1) учебно-методическое, которое содержит в себе:

¨      деятельность по обновлению и адаптации содержания профильного обучения в соответствии с особенностями избранной образовательной ориентацией;

¨      подготовку и апробацию учебников, учебных и дидактических пособий для учащихся, учителей и преподавателей вузов, работающих во взаимодействующих средних образовательных учреждениях;

¨      руководство учебной деятельностью по профильным дисциплинам;

¨      непосредственное обучение преподавателями вузов учащихся средних образовательных учреждений;

¨      личные профессиональные контакты учителей средних образовательных учреждений с преподавателями вузов по обмену опытом;

2) научно-методическое, которое характеризуется:

¨      работой факультативов и кружков на базах вузов и средних образовательных учреждений;

¨      совместным проведением предметных олимпиад, семинаров и конкурсов средними образовательными учреждениями и вузами;

¨      разработкой образовательных программ и обучающих технологий, обеспечивающих непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования;

¨      осуществлением экспертной оценки и оказанием методической помощи преподавателями вузов при разработке учебных программ средних образовательных учреждений по профильным дисциплинам;

¨      совместным интеллектуальным трудом учащихся и студентов в научно-исследовательских работах (НИР), рецензированием НИР учащихся средних образовательных учреждений преподавателями вузов;

¨      совместным проведением научно-практических конференций учителей и учащихся средних образовательных учреждений со студентами и преподавателями вузов;

3) кадровое, которое содержит в себе:

¨      подготовку специалистов для науки и производства совместными усилиями средних образовательных учреждений и вузов;

¨      переподготовку кадров, включающее в себя повышение уровня подготовки учителей и адаптацию преподавателей вузов к особенностям работы в среднем образовательном учреждении;

¨      прохождение учащимися средних образовательных учреждений практики на базе вузов и профильных предприятий и организаций;

¨      направление специалистов вузов в средние образовательные учреждения для обеспечения учебного процесса и участия в учебно-методической работе;

¨      обеспечение учебного процесса средних образовательных учреждений высококвалифицированными педагогическими кадрами для преподавания профильных дисциплин;

4) профориентационное, которое включает:

¨      создание и развитие внутрисистемных связей в образовании, осуществляемых через пропаганду профессий по которым готовят взаимодействующие образовательные учреждения;

¨      информирование о правилах приема и условиях обучения в базовых образовательных учреждениях и профильных вузах;

¨      публикации в местной печати, выступления по радио и телевидению с информацией о работе взаимодействующих образовательных учреждений;

¨      подготовку и распространение в средних образовательных учреждениях материалов о профильных вузах, в том числе и рекламных вузовских буклетов;

¨      демонстрацию фильмов о профильных вузах в средних образовательных учреждениях;

¨      выступление представителей профильных вузов в средних образовательных учреждениях с лекциями о специальностях, по которым готовят профильные вузы;

¨      обеспечение работы подготовительных курсов на базе взаимодействующих вузов;

¨      проведение установочных консультаций для учителей и учащихся средних образовательных учреждений по предметам и программам вступительных экзаменов;

¨      беседы с учителями, учащимися и их родителями о правилах приема в вуз и условиях обучения в нем;

¨      проведение пробных экзаменов для учащихся средних образовательных учреждений, изъявивших желание учиться в профильном вузе;

¨      проведение дней открытых дверей во взаимодействующих образовательных учреждениях;

¨      участие в общегородских и международных выставках;

¨      предоставление услуг профдиагностики.

Что касается направлений взаимодействия отдельных образовательных учреждений, то здесь оно представлено широким спектром.

Так сотрудничество гимназий № 1503, 1506, 1518, 1531 северо-восточного учебного округа г. Москвы (экономическое направление) с вузами (Финансовая академия при Правительстве РФ, МПГУ, МГОУ и др.) развивается по следующим направлениям [1]:

1)     создание моделей экономического развития природно-территориальных комплексов России (экономика);

2)     применение компьютеров в области физико-технического моделирования (физика);

3)     использование космических исследований в решении экологических проблем Земли (экология).

100% поступление учащихся в вузы по выбранным направлениям является результатом совместной работы гимназий округа и вузов.

Основным направлением сотрудничества школ № 655, 299, 283, лицея № 1537 с МГИЭМ являются информационные технологии. При этом наиболее тесное сотрудничество осуществляется с кафедрой радиоэлектроники, телекоммуникаций и информатики.

Основными направлениями сотрудничества общеобразовательных школ северо-восточного учебного округа г. Москвы с вузами являются [1]:

1)     физико-математическое направление – реализуется в 45% всех школ, сотрудничающих с вузами в округе (наибольшее количество договоров заключено с МГАТУ – 10 школ, МГПУС – 11 школ, МГТУ “СТАНКИН” – 6 школ;

2)     экономико-географическое направление реализуется в 13% школ, сотрудничающих с вузами;

3)     информационно-вычислительное направление – в 11% школ;

Остальные направления представлены школьными предметами:

4)     химия и биология – 9% школ;

5)     иностранный язык – 8% школ;

6)     история и литература – 5% школ;

7)     педагогические специальные курсы – 4% школ;

8)     юриспруденция и право – 3% школ;

9)     экология – 2% школ.

Из 119 школ южного учебного округа г. Москвы, взаимодействующих с вузами, 8 учреждений (лицей и 7 школ с лицейскими классами) работают в направлении формирования лицейской модели образования (осуществляют образование учащихся на повышенном уровне сложности), 43 школы имеют классы, спрофилированные на вуз, 68 используют отдельные формы взаимодействия. Успешно сотрудничают со школами южного учебного округа г. Москвы такие вузы, как МГПУ, МГФИИ (ТУ), МГИУ, МГТУ и др. [1].

Формы взаимодействия образовательных учреждений весьма многообразны. Многие из них имеют устойчивость и традиционный характер. В целом взаимодействие образовательных учреждений в той или иной форме обеспечивает непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования и направлена на:

обеспечение углубленного уровня подготовки учащихся;

развитие творческих способностей учащихся в соответствии с их интересами и наклонностями;

получение учащимися основ профессиональной подготовки по специальностям вузов;

общее духовное и культурное развитие личности учащегося.

Классические формы обучения в общеобразовательных учреждениях повышенного уровня образования (колледж, лицей, гимназия, физико-математическая школа) рассматриваются как часть системы «школа – вуз», обеспечивающие непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования. Они дают повышенную подготовку по предметам различных циклов, осуществляют раннюю профориентацию учащихся, создают условия для воспитания и обучения высоконравственной и интеллектуальной личности. При такой организации довузовской подготовки широко привлекаются вузовские преподаватели для углубленного изучения учащимися базисных и профильных дисциплин, решаются вопросы набора студентов в вузы, проблема ранней адаптации учащихся к студенческой жизни, снижается процент отчислений, особенно на первом курсе. Кроме того, решаются такие задачи, как привитие учащимся навыков самостоятельной исследовательской деятельности, повышение мотивации на получение образования, обеспечения качественного образования. Примером подобных форм взаимодействия образовательных учреждений могут служить английский колледж с пятисотлетней историей, буддийская монастырская школа, элитарные учебные заведения дореволюционной России (от Царскосельского лицея до пажеского корпуса).

Другие формы сотрудничества (лицейские и профильные классы в общеобразовательных учреждениях, лектории, семинары, коллоквиумы, консультации для учащихся и учителей, олимпиады, научно-практические конференции, конкурсы и научно-исследовательская работа школ и вузов и др.) представляют собой новации, суть которых отражена в их названии.

В лицейских и профильных классах в общеобразовательных учреждениях, учебные планы которых адаптированы к требованиям, предъявляемым в конкретном вузе, обучение направлено на профессиональную ориентацию молодых людей. Тем самым создается контингент учащихся, более осознанно выбирающих специальность при поступлении в вуз.

Различного рода лектории, семинары, коллоквиумы, консультации для учащихся и учителей направлены на ознакомление их с научными направлениями, над которыми работают коллективы вузов, требованиями к уровню знаний учащихся для обучения по конкретным специальностям в вузе, подготовку потенциальных абитуриентов к сдаче вступительных экзаменов.

Олимпиады, научно-практические конференции, конкурсы и другие совместные научные мероприятия средних образовательных учреждений и вузов имеют своей целью выявление учащихся, не только подготовленных к поступлению в вузы, но и способных неординарно мыслить, находить различные подходы к решению научных задач, склонных к логическому мышлению.

Научно-исследовательская работа на базе среднего образовательного учреждения силами преподавателей и ученых вуза или на базе лабораторий, научных центров и кафедр вузов позволяет выявить наиболее способных и склонных к научно-исследовательскому творчеству учащихся.

Рассмотрим на конкретных примерах, как реализованы те или иные формы сотрудничества образовательных учреждений России в современных условиях.

Так, в 24 школах северо-восточного учебного округа г. Москвы используются такие формы сотрудничества, как подготовительные курсы, лекции-консультации с преподавателями вузов. В 28 школах практикуется повышенная подготовка учащихся, ориентированных на вуз, через оказание платных услуг. Наиболее интересными мероприятиями в рамках сотрудничества образовательных учреждений этого округа явились семинар на базе гимназии № 1503 «Инновационные модели обучения в отечественной школе. Гимназическое образование», методический совет на базе школы № 240. В гимназии № 1503 рассматривались проблемы преподавания физики в гимназиях, обобщался опыт работы учителей физики гимназий, лицея, школ с лицейскими классами, обсуждались перспективы сотрудничества с вузами, а также участие в международной программе «Шаг в будущее». На методическом совете в школе № 240 обсуждались новые учебные курсы по экономике, маркетингу и менеджменту, а также системе непрерывного экономического образования с 1 по 11 класс с выходом на высшую школу. Кроме перечисленных мероприятий проводились круглые столы с участием представителей вузов на базе следующих школ округа: № 967 (филологическое образование), № 1137 (экологическое образование), № 1188 (эстетическое образование), № 1518 (лингвистическое образование), № 237 (математическое образование), неоднократно проводились совещания с администрацией школ по проблемам управления процессом взаимодействия школы и вуза. В последние годы в северо-восточном учебном округе практикуется такая форма сотрудничества, как участие в вузовских олимпиадах. Так в 1995/1996 учебном году в олимпиаде по физике и математике в МГТУ «СТАНКИН» участвовало 2419 чел. с 5 по 11 класс, в 1996/1997 – 1277 чел. с 8 по 11 класс [1].

В южном учебном округе вопросы совместной работы образовательных учреждений рассматривались [1]:

на заседаниях окружного экспертного совета (например, анализ деятельности лицейских классов школ № 550, № 1158, сотрудничающих с РЭА им. Плеханова);

на собеседовании с руководителями школ (в том числе по вопросам проведения единых экзаменов);

при согласовании с руководителями школ индивидуальных учебных планов с окружным методическим центром.

В ходе такой работы определялись резервы развития образования за счет организации взаимодействия школ и вузов. Проводились теоретические и практико-ориентированные семинары на базе различных образовательных учреждений, в том числе на базе лицея № 1523 при МИФИ [1].

Консультирование является традиционной формой взаимодействия вузов со средними образовательными учреждениями. Так, например, в УВК № 1628, взаимодействующем с МГУПС, МПГУ имени В.И. Ленина и Институтом предпринимательства и права на организацию индивидуальных и минигрупповых консультаций с ведущими преподавателями вузов широко используются часы учебного плана [1].

УВК № 1800 г. Москвы использует такие формы сотрудничества с вузами, как [1]:

оказание организационной и методической помощи в постановке учебного процесса в комплексе;

участие преподавателей вузов в составлении учебных планов и программ, подготовке учащихся к выпускным и конкурсным экзаменам;

проведение преподавателями вузов лекционных, учебных и семинарских занятий по отдельным разделам и дисциплинам;

проведение профориентационной работы с учащимися и их родителями по специальностям вузов;

организация учебных групп и проведение занятий по специальным программам совместно с преподавателями вузов;

предоставление для студентов и слушателей вузов базы для экспериментальных работ и спецпрактикумов по направлениям: народные художественные ремесла, декоративная роспись, нетканый гобелен, изобразительное искусство, экономические и правовые дисциплины;

проведение совместных выставок, конкурсов, аукционов и т.п.;

организация и проведение учебного процесса по подготовке к вступительным экзаменам в вуз.

Взаимодействие МАТИ-РГТУ имени К.Э. Циолковского с общеобразовательными учреждениями организовано и осуществляется в двух основных формах: на факультете «Довузовская подготовка и профессиональная ориентация» и на подготовительных курсах. Кроме того, ежегодно для учащихся школ при МАТИ-РГТУ организуются экскурсии, позволяющие школьникам подробно ознакомиться с будущей специальностью (ведущие предприятия в области авиа и ракетостроения, микроэлектроники, приборостроения, музеи по профилю кафедр университета, Звездный городок, Центр управления полета, музей К.Э. Циолковского в Калуге и др.). Школьники 11-х классов участвуют в работе Российской студенческой научно-технической конференции «Гагаринские чтения» [1].

В совместной работе МГИЭТ-ТУ и школы № 616 г. Зеленограда использовались такие формы взаимодействия, как [1]:

чтение лекций ведущими учеными и специалистами МГИЭТ-ТУ учащимся школы;

демонстрационные и лабораторные работы учащихся школы на кафедрах института;

посещение учащимися школы музеев по профилю института, его компьютерных центров;

экскурсии учащихся на ведущие предприятия в области микроэлектроники и др.

В 10-м классе учащиеся школы проходили ознакомительную практику на базе МГИЭТ-ТУ, предусматривающую лекционные и лабораторные занятия на кафедрах вуза и сдачу дифференцированного зачета. В ходе этой практики они получали подробное представление о МГИЭТ-ТУ и формировали свои интересы в плане выбора дальнейшей специализации. А в 11-м классе вводился спецпрактикум по физике на базе МГИЭТ-ТУ, углубляющий базовые знания учащихся по специальности и демонстрирующий их прикладное применение [1].

Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия МГИЭТ-ТУ со школой № 616 является индивидуальная научная работа учащихся школы на кафедрах вуза [1]. Для руководства этой работой были выделены лучшие профессорские кадры трех факультетов МГИЭТ-ТУ (автоматики и электронного машиностроения, микротехнологии материалов и компонентов технических систем информатики, электроники и компьютерных технологий), среди которых 6 профессоров и 9 доцентов МГИЭТ-ТУ. Руководители имеют не более двух учеников. При этом каждый из руководителей не менее двух часов в неделю общается со своими учениками. Форма проведения практики учащихся зависит от уровня их способностей. Для одних – это написание рефератов по профилю будущей специальности, для других – небольшие расчетные и экспериментальные работы. Тематика этой работы разнообразна [1]: «Микропроцессоры и их применение в электронной и бытовой технике», «Электротехнические аспекты в технологическом оборудовании», «Выращивание монокристаллов полупроводников», «Толстые пленки», «Наноэлетроника. Нанобиология», «Тепловые явления и теплофизика в технологическом оборудовании», «Основы теплохимии. Химическое равновесие и методы его расчетов» и др. Важной формой взаимодействия явилось участие лицеистов в научно-практических конференциях и научных семинарах кафедры, «внедрение» их в научные микролаборатории, объединяющие ученых, аспирантов и студентов МГИЭТ-ТУ.

Одной из эффективных форм сотрудничества средних образовательных учреждений и вузов является их участие в программе «Шаг в будущее». Этой программой предусмотрен ряд проектов, реализация которых поднимает взаимодействие средних и высших образовательных учреждений на качественно новый уровень. Одним из этих проектов является участие школьников в ежегодных Российских научных конференциях. Следует отметить, что подготовка докладов школьников для выступления на конференциях требует длительной совместной работы учащихся подшефных школ и преподавателей вузов. С этой целью вузами разрабатываются специальные программы, предусматривающие чтение лекций по тематике исследований, проведение практических занятий и лабораторных работ и другие мероприятия, направленные на приобщение школьников к научно-исследовательской работе, повышение их научного потенциала. Оценка исследовательских работ, представленных для участия в этих конференциях, осуществляется экспертными комиссиями из числа деятелей науки и преподавателей вузов. По результатам заочной, очной экспертизы и публичной защиты работ экспертная комиссия присуждает за высокие достижения в научных исследованиях Диплом лауреата российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», который может быть принят во внимание при поступлении в высшие учебные заведения на специальность, соответствующую тематике исследования. Так, например, за пять лет совместной работы преподавателей МГТУ имени Н.Э. Баумана с общеобразовательными учреждениями более 70 учащихся выступило с докладами на конференции, большинство из которых были награждены Дипломами лауреатов и в результате зачислены в МГТУ без вступительных экзаменов [1].

В общеобразовательной школе № 1333 «Донская гимназия» исследовательская деятельность развивается на базе специального учебного подразделения – учебно-исследовательской специализации (школьного факультатива или учебной группы дополнительного образования), разновозрастной учебной группы численностью 6 – 15 человек, работающей по специальной исследовательской программе. В школе работает ряд естественнонаучных и гуманитарных специализаций, таких, как экология, геология, биотехнология, химия, астрономия, фольклор, мифология, история, социальная психология и другие. В рамках каждой специализации существуют более мелкие группы, которые формируются на основе конкретных направлений исследований и работают по единой методике.

Одним из важных этапов в научно-исследовательской работе учащихся является выбор темы. Причем выбор темы должен осуществляться совместно учащимся и научным руководителем, учитывая заинтересованность в исследовании данной проблемы. Для лучшей ориентации в многообразии научных направлений и тематик научно-исследовательских работ профессорско-преподавательским составом, научными сотрудниками и специалистами вузов разрабатываются темы исследовательских работ для учащихся средних образовательных учреждений.

Большое значение в формировании навыков научно-исследовательской работы имеет обучение методам исследования. С этой целью рядом вузов организованы специальные курсы, на которых учащиеся средних образовательных учреждений осваивают такие методы исследований, как математическое и техническое моделирование, наблюдение, эксперимент.

Одной из форм взаимодействия образовательных учреждений в научно-исследовательской работе является публикация научных работ учащихся в вузовских периодических изданиях. В этом плане также проводится большая работа по отбору заслуживающих опубликования исследований школьников, их редактирование и публикация. Так, например, только в 1998 году в научно-теоретическом и прикладном журнале широкого профиля «Вестник» МГТУ имени Н.Э. Баумана было опубликовано 6 исследовательских работ школьников [1].

Большой популярностью среди учащихся пользуется такая форма взаимодействия средних образовательных учреждений с вузами, как работа в предметных кружках. Одним из примеров успешного применения этой формы взаимодействия является деятельность химического кружка, созданного несколько лет назад на базе лицеев № 1511, 1523 г. Москвы и кафедры химии МИФИ. Химический кружок имеет несколько секций, возглавляемых учителями лицеев и опытными сотрудниками кафедры химии МИФИ. Так секция с традиционной тематикой «Химия и экология» наблюдает за состоянием воды в источниках Южного округа г. Москвы. Под руководством опытного химика-экспериментатора кружковцы отработали целый ряд методик по определению таких показателей качества воды, как: рН, карбонатовая и общая жесткость, содержание ионов железа и нитрат ионов. Кроме того, они приобретают навыки научно-исследовательской работы: составляют литературный обзор, получают экспериментальные данные и обрабатывают их, анализируют динамику и делают выводы об улучшении или ухудшении экологической обстановки в микрорайоне. В другой секции химического кружка «Химия и общество» учащиеся под руководством сотрудников кафедры химии МИФИ изучают химический состав различных пищевых продуктов (овощи, фрукты, крупы, мука, мясомолочные продукты, шоколад, мед). Предметом их исследований являются некоторые показатели их качества (рН, содержание биологически-активных микроэлементов, белка). В план работы химического кружка входит ознакомление лицеистов с научными исследованиями, проводимыми на разных кафедрах института, в том числе и на кафедре химии МИФИ. Во время экскурсий они знакомятся с методами синтеза различных люминофоров, керамических высокотемпературных сверхпроводников, фуллеренов и других материалов, являющихся объектом самых последних научных исследований; знакомятся с оборудованием для изучения физико-химических свойств материалов [1].

Таким образом, в настоящее время можно говорить о разнообразных направлениях и формах взаимодействия средних и высших образовательных учреждений, которые постоянно расширяются и совершенствуются в интересах обеспечения непрерывности и преемственности школьного и вузовского образования и повышения качества обучения школьников.

Литература

1. Взаимодействие школы и вуза в столичном регионе: опыт, проблемы, пути их решения. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. - Вып. 1 –4.

Используются технологии uCoz