ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНОГО И ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Определяются концепция взаимодействия школьного и вузовского образования в России в современных условиях и направления совершенствования этого взаимодействия в интересах повышения уровня подготовки школьников и студентов по предметам обучения.
В настоящее время перед системой образования России стоят следующие насущные проблемы:
ранняя активная и осознанная профессиональная ориентация молодежи, что гарантирует долгосрочный выбор специальности;
устойчивая мотивация к приобретению профессиональных знаний в выбранной области, основанная на практической деятельности под руководством преподавателей и ученых вузов;
стимулирование воспроизводства кадров для сохранения и развития научного потенциала страны;
активное использование интеллектуального труда молодежи, как средства развития технологической и научной базы вуза;
развитие сопровождающей научно-исследовательской и профессиональной подготовки в средней школе, включающей в себя широкий спектр творческой деятельности молодежи от факультативных занятий и кружков до научно-исследовательских центров и лабораторий;
разработка новых методик и новых обучающих технологий для дальнейшего развития современного образования.
Изменения, происходящие в системе школьного образования, его усиливающаяся дифференциация, а также переход на многоуровневую структуру высшего образования открывают новые возможности взаимодействия средних образовательных учреждений с вузами, способствуют совершенствованию и развитию системы непрерывного образования.
При этом средние образовательные учреждения должны подстраиваться не под потребности конкретных вузов, а под потребности и способности учащихся. А само взаимодействие должно сводиться не к областям знаний, а ориентироваться на совместную разработку основных принципов совместной работы образовательных учреждений, обеспечивающей преемственность школьного и вузовского образования.
Основу концепции взаимодействия школьного и вузовского образования должны составить представления о среднем образовательном учреждении и вузе как двух равноправных партнерах, усилия которых направлены на решение общей проблемы образованности общества, формирования его культуры.
Взаимодействие школьного и вузовского образования способно решить, с одной стороны, проблему преодоления тенденции к экстенсивному пути развития школьных программ, а с другой – сформировать систему межуровневых (на базе средних образовательных учреждений и вузов) и межведомственных (на базе образовательных и научных учреждений различных министерств и ведомств) образовательных сообщений, обеспечивающую решение проблемы непрерывности и преемственности образования. Такой подход требует глубокого содержательного сотрудничества образовательных учреждений, основной целью которого является не решение формальных вопросов подготовки выпускников средних образовательных учреждений к поступлению в вузы, а подготовка учащихся, способных продолжить обучение в вузе и овладеть избранной специальностью.
Возросшие потоки информации, ужесточившиеся требования к уровню знаний и умений абитуриентов требуют включения в школьную программу новых предметов обучения и углубления изучения традиционных. Увеличившийся спрос на квалифицированных специалистов на рынке труда и, как следствие, возросший конкурс при поступлении в вузы, требуют раннего профессионального самоопределения, освоение в процессе обучения в среднем образовательном учреждении профилирующих предметов на более глубоком уровне. Одним из путей решения этой проблемы являются многочисленные подготовительные курсы, курсы углубленного изучения различных предметов обучения, репетиторские занятия и т.п. Все это ведет к непомерным нагрузкам учащихся, препятствует созданию целостного мировоззрения, способствует отрывочности и фрагментарности получаемых знаний, снижает интерес к учебе. Как следствие резкое ухудшение здоровья учащихся, инфантильность, психологическая и социальная дезаптации.
Выход нам видится во взаимодействии школьного и вузовского образования, а именно в ревизии содержания предметов обучения и их оптимального перераспределения между школой и вузом, использовании вузовских форм обучения школьников в интересах приобщения их к самообразованию на более ранней стадии обучения, применении новых образовательных технологий (медиа-курсы, обучение по сети Интернет и т.п.), способствующих усвоению с высоким качеством получаемой школьниками информации.
Сегодня перед образовательными учреждениями ставятся вопросы обеспечения непрерывности и преемственности школьного и вузовского образования. При этом решаются такие задачи образовательной деятельности, как расширение и углубление базы знаний школьников и их профильное образование в конкретных областях. Все это обуславливает единый методологический подход к взаимодействию школьного и вузовского образования. В его основе должна быть не подготовка учащихся к поступлению в конкретный вуз и тем более конкретный факультет, а обеспечение учащихся высоким уровнем образования в основных областях знаний, что позволит им в дальнейшем продолжать обучение в соответствии со своими способностями и наклонностями.
В настоящее время усилия педагогических коллективов должны быть направлены на развитие творческих способностей учащихся, осознание ими необходимости и целесообразности продолжения обучения.
Дальнейшее совершенствование взаимодействия школьного и вузовского образования должно идти по пути развития у учащихся мотивации к получению высшего образования, издания учебников и учебных пособий, сохраняющих преемственность в содержании, повышения психолого-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава вузов по работе со школьниками и профессиональной подготовки учителей средних образовательных учреждений.
Необходимо прекратить насыщение планов учебной работы взаимодействующих образовательных учреждений нетрадиционными предметами, больше учитывать образовательный заказ учащихся, их родителей, кафедр вузов.
Модели углубления знаний, разрабатываемые педагогами школ и вузов по разным предметам должны обеспечивать выбор учащимися оптимальных способов учебной работы, а не простое усвоение готовых образцов знаний. При таком типе образования акцент переносится с накопления информации (цифр, формул, правил и т.д.) на освоение способов их получения, на анализ и планирование своих действий, умение критически рассматривать факты и данные, умение вести диалог и слышать оппонента. Формы и способы организации обучения должны способствовать повышению интереса к учению, раскрытию и развитию творческих способностей, активизации самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
В целом взаимодействие школьного и вузовского образования должно способствовать становлению системы персонифицированного государственного заказа на образование. Это позволит максимально индивидуализировать обучение по выбранной учащимся и заказанной обществом образовательной траектории и обеспечить спрос на специалистов на формирующемся рынке труда.
Отечественная система образования, сложившаяся в прошлом веке, является, по мнению многих отечественных и зарубежных специалистов, лучшей в мире. Сегодняшние попытки модернизировать нашу систему общего и высшего профессионального образования по образцу американского или европейского стандарта, не приводят, по мнению многих специалистов к его улучшению. В связи с этим большую ценность и значимость приобретает сохранение лучших традиций, методик и системы образования в российских образовательных учреждениях.
Поэтому при организации взаимодействия школьного и вузовского образования необходимо оценить все достоинства и недостатки школьного образования, определить трудности, испытываемые студентами при переходе от школьной к вузовской системе образования, причины этих трудностей с тем чтобы обеспечить качественную подготовку будущих специалистов в соответствии с их способностями и наклонностями, избегая при этом излишних трудностей при обучении и снижая количество ошибшихся в выборе профессии.
По данным исследования, проведенного Годник С.М., основными достоинствами школьной подготовки являются:
1) развивает чувства товарищества, сплоченности;
2) дает хорошую теоретическую подготовку по отдельным предметам;
3) прививает навыки творческой работы (сочинения на свободную тему, доклады на проблемных уроках, в кружках);
4) приучает к повседневной работе, систематическому выполнению заданий;
5) развивает индивидуальные интересы на факультативных занятиях;
6) осуществляет индивидуальный подход в воспитательной работе.
Недостатки школьной подготовки, по данным того же исследования, следующие:
1) недостаточно прививает навыки, развивает культуру самостоятельной работы;
2) теоретические знания школьников слабо связаны с практическими умениями;
3) ученики почти все время работают с учебниками и мало пользуются дополнительной литературой;
4) мало используются вузовские формы и методы обучения, поэтому в вузе плохо проходит период адаптации;
5) учителя используют в основном однообразные методы обучения;
6) школа в большей степени учит говорить заученными штампами учебника, чем мыслить самостоятельно;
7) недостаточна профориентация школьников;
8) слабая информированность о специализации вузов;
9) чрезмерная опека учащихся со стороны классных руководителей.
По данным исследования Ситдиковой Д.Т. только 20% учителей часто используют школьные лекции, семинарские занятия проводят только 35% учителей. Поэтому из 369 опрошенных учащихся только 40% имели правильное представление о семинарских занятиях, а часть учеников ответили, что такие формы занятий не знают.
Т.Н. Болдышева отмечает, что при анализе умения записывать лекцию 42% абитуриентов показали отсутствие этого умения. Около половины неудовлетворительно отразили содержание лекции, у всех учащихся отмечено стремление к дословной записи, неправильное сокращение слов у 80% абитуриентов, недописанные предложения у 80%, исказили мысль лектора 55%.
Как утверждает Ситдикова Д.Т., школьники выполняют огромные количества всевозможных заданий, самостоятельных действий, но вместе с тем мало мыслят, т.к. их мышление в таких случаях протекает в русле готовых схем и затвержденных операций. Бессистемность самостоятельных работ, которыми нередко изобилуют уроки отдельных учителей, безотносительно их к уровню умственного развития учащихся и характеру их деятельности часто порождают у школьников безразличие к самому процессу самостоятельной работы.
Говоря о причинах неуспеваемости школьников, Ю.К. Бабанский в качестве одной из них называет недостаточную сформированность общих умений и навыков учебного труда (выработку необходимого темпа чтения, письма, работу с учебником, составление и соблюдение режима дня, умение избрать рациональный порядок домашних заданий, последовательное изучение теории и выполнения упражнений, приемы самоконтроля усвоения материала и самопроверки правильности решений и т.д.).
Поэтому одной из целей взаимодействия средних образовательных учреждений с вузами заключается в выработке у школьников определенных навыков:
умение работать с научно-технической литературой;
подбирать литературу по нужной тематике;
применять элементы творчества при выборе тематики исследований и разработке заданий по предметам обучения в соответствии со своими интересами и требованиями преподавателя;
грамотно оформлять отчет о проделанной работе;
умение четко и доступным языком довести суть своего исследования;
умение выделять главное из большого объема увиденного, услышанного и прочитанного материала, конспектировать и задавать вопросы.
Отсев студентов с первых курсов по данным исследования Рычковой Г.Б. объясняется, в основном, следующими причинами: отличные от школы содержание, формы и методы учебы, более серьезные требования к качеству знаний, большая самостоятельность, необходимость критически перерабатывать большой объем информации. Не у всех молодых студентов гладко проходит процесс адаптации к новым условиям труда и быта. Отсев можно объяснить и определенным дидактическим барьером, создаваемым новыми, по сравнению со школой, условиями обучения в вузе.
Кроме того, как отмечал Годник С.М., при переходе школьников в вуз возникают и такие противоречия:
1. Изменение социального статуса личности, когда новая (обновившаяся) система установок ставит его перед необходимостью формирования новых отношений, стратегий поведения, характера деятельности.
2. Необходимость принятия решений в условиях перерыва постепенности: резкое изменение условий учебной деятельности и жизни, основных видов деятельности, отношений с педагогами, круга общения.
Разрешению всех этих противоречий призвано служить налаженное взаимодействие между школьным и вузовским образованием, между средними образовательными учреждениями и вузами. Это взаимодействие может осуществляться по различным направлениям и в различных формах. При этом такие формы взаимодействия школьного и вузовского образования, как гимназии, лицеи, колледжи, лицейские классы и классы, спрофилированные на вуз, становятся как бы промежуточной ступенью между школой и вузом.
По данным исследования Годник С.М., в результате взаимодействия школьного и вузовского образования должны быть реализованы следующие функции, заблаговременно готовящие учащихся к студенческому труду:
1) учебно-познавательная (овладение вузовскими формами и методами обучения, углубленное изучение предметов профессионального выбора, приобретение навыков конспектирования, умения одновременно слушать и записывать лекции и др.);
2) самообразования (чтение профессионально направленной литературы, выяснение актуальных вопросов на семинарах, конференциях, в ходе научно-исследовательской работы, приобретение первоначального опыта самостоятельных исследований, связи теоретических знаний с практикой);
3) интеллектуальная (овладение умениями анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать при подготовке докладов и сообщений на семинарах, научно-практических конференциях, написании рефератов, отчетов по научно-исследовательской работе и др.);
4) самопроверки, развития способностей в различных видах профессиональной деятельности: отбирать содержание изучаемого материала и способы овладения им (курсы, кружки, факультативные занятия и т.п.), умение оценивать степень владения материалом и т.д.
Взаимодействие школьного и вузовского образования должно обеспечивать соблюдение преемственных связей, устанавливать связи между знаниями, получаемыми в среднем образовательном учреждении и знаниями, получаемыми в вузе, как элементами целостной системы,. При взаимодействии школьного и вузовского образования должна осуществляться последовательная связь в обучении путем использования таких средств, как согласование программ и учебников школы и вуза, проведение повторительно-обобщающих занятий в вузе и др. В результате взаимодействия школьного и вузовского образования должна обеспечиваться преемственность в средствах, методах и формах обучения, в развитии отдельных понятий в курсе физики, химии, математики и др., в регуляции уровней сложности изучаемого материала. При взаимодействии школьного и вузовского образования следует, с одной стороны, избегать дублирования изучения различных тем и дисциплин в вузе, а с другой, - обеспечить интеграцию, диффренциализацию и индивидуализацию общеобразовательной и профессиональной подготовки.
Одной из проблем, особенно ярко проявившая себя в современных условиях, является проблема сдачи вступительных экзаменов. Сегодня жители отдаленных регионов не могут себе позволить роскошь приехать сдавать экзамены в столичные вузы, а репетиторство, платные курсы при вузах фактически закрывают дорогу к высшему образованию перед детьми из малообеспеченных семей. В этом плане взаимодействие школьного и вузовского образования должно способствовать устранению трудностей, возникающих у абитуриентов при поступлении в вуз, а введение единого экзамена, совмещающего в себе выпускные экзамены из общеобразовательных учреждений и вступительные экзамены во взаимодействующие вузы и принимаемые совместными комиссиями школ и вузов на местах, в большой мере способствовало бы решению проблемы предоставления равных условий поступления всем категориям учащихся.
Одной из причин большого процента отсева студентов первого курса является их слабая осведомленность об избранной специальности, условиях обучения в вузе, а также отсутствие у них необходимых качеств для овладения той или иной профессией.
По данным Рычковой Г.Б., ответы на вопрос «Если Вам довелось вновь выбрать профессию, куда бы Вы пошли?» прозвучали следующим образом:
учиться в тот же вуз – 57,1%
в другой вуз – 13,9%
работать по избранной специальности – 5,8%
работать куда-нибудь – 5,7%
учиться, где-нибудь, безразлично – 1,2%.
Позитивные представления об уже избранной профессии по данным Годник С.М. фиксирует лишь 54,5% опрошенных студентов, индекс удовлетворенности избранной профессии едва превышает половину (56%) респондентов, а 40,1% не повторили бы свой профессиональный выбор.
В этом плане взаимодействие школьного и вузовского образования должно обеспечивать широкие возможности, как для встреч с представителями различных профессий (участие в научно-практических конференциях, экскурсии, позволяющие школьникам подробно ознакомиться с будущей специальностью (ведущие предприятия, музеи по профилю вузов и др.), так и для проверки своих склонностей в соответствующих видах деятельности (психологическое тестирование, работа в специализированных группах при вузах, спецпрактика по предметам обучения на базе вузов, участие в совместных научно-исследовательских работах вузов и школ и др.). Все это позволит снизить процент ошибок выпускников средних образовательных учреждений при выборе вуза для продолжения обучения, уменьшить число людей неправильно сделавших свой профессиональный выбор.
По данным исследования Сахарова В.Ф. у тех, кто пользовался советами профессионального консультанта, совпадение намерений с реальным выбором профессии составляет 82-84%, а у тех, кто игнорировал профессиональную консультацию и устраивался в жизни на основе личных желаний, такое совпадение равно 44-46%.
По данным исследования Глушкова В.Ф., в результате обучения в профильных классах 30% учащихся определилось с будущей специальностью. По данным этого же исследования 84,65% учащихся отметили, что обучение в профильных классах помогает в выборе профессии.
Вместе с тем, основной целью взаимодействия школьного и вузовского образования должно стать развитие в целом творческих способностей личности. Это позволит выпускникам выбирать в дальнейшем любую сферу деятельности и любой вуз в соответствии с их способностями и наклонностями. Для этого, как уже отмечалось, необходимо, чтобы обучение во взаимодействующих с вузами средних образовательных учреждениях проводилось по специальным программам, как школьными учителями, так и преподавателями вузов.
В этой связи с особой остротой встает проблема повышения уровня предметной подготовки учителей средних образовательных учреждений, с одной стороны, и адаптации преподавателей вузов к особенностям работы в среднем образовательном учреждении, с другой. Полноценное решение этой проблемы способствует не только повышению качества школьного образования, но и создает запас прочности для вузов.
Но все же главная предпосылка эффективного взаимодействия школьного и вузовского образования заключается в наиболее полном использовании возможностей и потенциала взаимодействующих образовательных учреждений, компетентном руководстве этим взаимодействием. Для этого необходима разработка теоретико-методологических и организационных основ взаимодействия школьного и вузовского образования, включающие в себя выявление закономерностей и формирование принципов взаимодействия школьного и вузовского образования, определение требований к этому взаимодействию, конкретизацию задач и мероприятий, видов, форм и способов взаимодействия, методов его организации и поддержания, определение показателей и критериев оценки эффективности взаимодействия, разработку рекомендаций по управлению взаимодействием образовательных учреждений.
Опробованный эволюционный путь, когда одни занимались инновационными разработками в области взаимодействия образовательных учреждений, другие распространяли опыт этого взаимодействия, а третьи просто добросовестно работали на поприще взаимодействия школьного и вузовского образования в настоящее время не позволяет эффективно решать вновь возникающие задачи взаимодействия. Нужен системный подход к решению этой проблемы. Для этого необходимо перевести интуитивно-практический подход к взаимодействию школьного и вузовского образования в плоскость системно-методического поиска, научно-исследовательского подхода, основанного на обобщении опыта взаимодействия образовательных учреждений с системных позиций и разработке теоретико-методологических и организационных основ взаимодействия школьного и вузовского образования.
Без этого не миновать множества тупиков на пути к системе непрерывного и преемственного образования, когда вся работа будет заключаться лишь в обосновании путей дифференциации и вариативности обучения.